Необходимо понимать, что ответственность — это следствие невыполнения стороной своих обязанностей по договору. Прежде чем приступать к обсуждению видов ответственности правообладателя, определим круг его обязанностей, за нарушение которых может наступить тот или иной вид ответственности.
На практике у правообладателя не так много обязанностей, причем некоторые обязанности иногда именуются в договоре как гарантии, но суть от этого не меняется — за нарушение или несоблюдение гарантий правообладатель также несет ответственность. Предлагаем следовать тому же принципу и предусмотрим в лицензионном договоре разделы «Гарантии сторон», «Обязанности сторон» и «Ответственность сторон».
Какие гарантии правообладателя стоит предусмотреть в договоре?
Правообладатель гарантирует, что располагает всеми правами на бренд для заключения лицензионного договора. То естьлицензируемые по договору права на бренд являются свободными и очищенными от обременений (залог, арест, доверительное управление) и от всего, что может препятствовать использованию прав, полученных по договору.
Правообладатель гарантирует, что его бренд в целом либо его элементы не нарушают права третьих лиц (собственности, интеллектуальные, личные, гражданские, договорные), в том числе тех лиц, у которых эти права были ранее приобретены, а также не наносят ущерба их чести, достоинству и деловой репутации.
Если в процессе исполнения лицензионного договора возникают ситуации, когда та или иная гарантия, данная правообладателем, нарушается, должна последовать ответственность, которую также необходимо отразить в договоре.
Какие виды ответственности правообладателя за нарушение гарантий прописать в договоре?
Это могут быть различные штрафные санкции: в виде штрафа в твердой сумме, либо пени в виде процента от суммы вознаграждения за использование прав, предусмотренной лицензионным договором.
Также можно прописать в договоре возмещение убытков. В случае предъявления к производителю или третьим лицам, которым правообладатель передаст права использования бренда полностью или в части каких-либо требований (иска, претензии), привлечения производителя к ответственности и наложения на него каких-либо санкций (в том числе любых компенсаций), правообладатель должен будет своими силами и за свой счет компенсировать производителю убытки, понесенные в связи с такими претензиями и/или исками в полном объеме, в том числе (но не ограничиваясь): расходы на юридические услуги, штрафные санкции, предусмотренные договорами производителя с контрагентом, а также денежные суммы, взысканные с производителя по суду или полученные от него третьими лицами в процессе внесудебного решения конфликта.
Какие обязанностиправообладателя отразить в договоре?
Правообладатель обязуется передать лицензиату элементы бренда в определенные сроки, в определенном виде и определенным способом. В данном случае сроки передачи, вид и способы передачи стороны сами определяют совместно. Как правило, срок начинает считаться с даты подписания лицензионного договора. Передача может осуществляться по электронной почте, через облачное хранение, соцсети, мессенджеры в формате JPEG или TIFF, на бумажном носителе и так далее. Чем более полно стороны отразят эту обязанность в договоре, тем проще ее будет исполнить.
Правообладатель обязуется оказывать производителю необходимую поддержку, если переданные по договору права на бренд будут нарушаться или оспариваться третьими лицами. Здесь можно прописать обязанностьправообладателя вести борьбу с контрафактом.
Правообладатель обязуется следить за сроком правовой охраны интеллектуальной собственности и осуществлять действия по его продлению. За нарушение этих обязанностей также необходимо предусмотреть один из вариантов ответственности:
Таким образом, в лицензионном договоре важно отразить полный спектр не только прав, но и обязанностей каждой стороны. А надлежащая реализация указанных прав и обязанностей будет обеспечиваться возможностью применения соответствующих мер гражданско-правовой ответственности, которые также необходимо предусмотреть.
В следующих текстах этой серии специалисты юридической компании «Медиа-НН» объяснят, кто должен бороться с контрафактом — производитель или правообладатель.
По ссылке вы можете скачать образец лицензионного договора с комментариями юристов «Медиа-НН».
Фото: pixabay.com, автор Miami car Accident Lawyers