r_arrow

Георгий Давидьян, «Медиа-НН»: «В обществе наблюдается рост интереса к интеллектуальной собственности»

2 мая 2024 г. 10:42
img

erid: LjN8K7KvA

26 апреля – Всемирный день интеллектуальной собственности. Создание такого праздника  подчеркивает важность сбалансированной системы интеллектуальной собственности и вознаграждения усилий авторов и изобретателей. В честь знаменательного события мы взяли интервью у Георгия Давидьяна, исполнительного директора юридической компании «Медиа-НН», и поговорили о современных тенденциях в сфере интеллектуальной собственности, законодательных изменениях, методах защиты от контрафакта и государственных мерах поддержки предпринимателей.

– Георгий, расскажите, какие тенденции в сфере интеллектуальной собственности вы наблюдаете в текущее время?

– Следует отметить, что сфера интеллектуальной собственности в России — одна из самых динамично развивающихся. Этому способствует ряд причин. Огромное разнообразие товаров и услуг на рынке приводит к борьбе производителей за внимание покупателя, который, в свою очередь, становится более избирательным. Это диктует необходимость создания уникальных продуктов, выделяющихся по качественным, функциональным и эстетическим характеристикам. Данная уникальность в свою очередь выражается в появлении новых объектов интеллектуальной собственности. А поскольку создать что-то новое в текущее время непростая задача, в обществе формируется осознание значимости и ценности интеллектуальной собственности, являющейся монетизируемым нематериальным активом. Все больше владельцев компаний озадачивается созданием и развитием собственных брендов. Количество лиц, обратившихся к нам за регистрацией товарных знаков в течение текущего года, кратно увеличилось по сравнению с предыдущими периодами. Среди них предприниматели из разных сфер: производители мебели, молочной и хлебобулочной продукции, дистрибьюторы крепежного инструмента, селекционеры, владельцы спортивных клубов, организаторы концертов и многие другие. Конечно же, не могли не повлиять на развитие сферы интеллектуальной собственности в России геополитические факторы. Уход иностранных брендов, принадлежащих компаниям из недружественных стран, легализация параллельного импорта и вместе с тем активно развивающееся замещение зарубежных марок товарами и услугами с отечественными брендами — все это тенденции текущего времени. В целом в обществе наблюдается рост интереса к интеллектуальной собственности и желание разобраться в этой, для многих мало знакомой, сфере. Меня часто приглашают выступать на различных мероприятиях и деловых программах с темами, касающимися интеллектуальной собственности, и мне очень приятно видеть неподдельный интерес среди слушателей и отвечать на их вопросы.

– Расскажите об изменениях, которые произошли на законодательном уровне в сфере интеллектуальной собственности за последний год.

– В часть 4 Гражданского кодекса, регулирующую отношения в сфере интеллектуальной собственности, вносится достаточно много изменений, что указывает на активное развитие данной области. Я выделю несколько наиболее значимых нововведений.

С 29 июня 2023 года исключительное право на товарный знак могут регистрировать на себя физические лица и самозанятые. Ранее такая возможность предоставлялась только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Принятые изменения имеют очень важное значение, поскольку позволяют индивидуализировать предпринимательскую деятельность лиц, осуществление которой возможно без оформления статуса индивидуального предпринимателя.

С 24 июня 2023 года вступили в силу изменения в п. 4 ст. 1260 ГК РФ: при неправомерном использовании составного или производного произведения введено право на защиту исключительных прав как автора данного произведения, так и автора произведения, на котором основано производное или составное произведение. Тем самым закреплено возникновение авторских прав на производное или составное произведение с даты его создания. Ранее, к примеру, автор перевода не мог осуществлять защиту своих прав до того момента, пока не докажет соблюдение им прав владельца исходного произведения, которое он перевел.

С 28 июня 2023 года вступили в силу изменения в часть 4 ГК РФ, согласно которым на территории РФ признается действие исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, действовавшие на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей по состоянию на 05 октября 2022 года. Изменения распространяются на объекты, подлежащие государственной регистрации: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки (знаки обслуживания), ГУ и НМПТ.

Следует обратить внимание на важные законопроекты, которые находятся на рассмотрении в Госдуме. Один из них регламентирует возможность выделения долей в исключительном праве на объект интеллектуальной собственности и порядок распоряжения такими долями. Принятие данного законопроекта внесет существенные изменения в отношения в сфере интеллектуальной собственности. К примеру, проект закона предусматривает возможность выделения долей в исключительном праве на товарный знак, что является новшеством для нашего законодательства.

Неоднозначное мнение в обществе вызывает находящийся на рассмотрении законопроект об орфанных («сиротских») произведениях: предлагается установить порядок использования объектов интеллектуальной собственности, правообладатель которых не определен или отсутствует возможность связаться с ним для получения разрешения. Инициаторы законопроекта предлагают создать номинальный счет, на который будет зачисляться вознаграждение за использование таких объектов. Владеть счетом, а также определять размер вознаграждения и порядок его оплаты будет аккредитованная организации по управлению правами на коллективной основе.

Еще я бы выделил законопроект о регулировании торговой деятельности маркетплейсов, который также затрагивает вопросы, связанные с интеллектуальной собственностью. В частности, он закрепляет обязанность онлайн-площадок обеспечивать защиту прав лицензиаров. По нашему мнению, проект требует доработки – мы принимаем в ней участие в рамках правительственных площадок и ассоциаций.

– Какие меры поддержки для предпринимателей уже действуют или скоро появятся в сфере интеллектуальной собственности?

– Государство принимает активное участие в поддержке предпринимателей и решении их вопросов в сфере интеллектуальной собственности.

Для выявления неучтенных компаниями объектов интеллектуальной собственности, постановки их на баланс и вовлечения в оборот, с 28 мая 2022 года при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые выявлены в ходе проведенной налогоплательщиком инвентаризации имущества и имущественных прав с 1 января 2022 года по 31 декабря 2024 года. А если налогоплательщик включен по состоянию на 1 января 2022 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – с 1 января 2022 года по 31 декабря 2026 года.

Налоговое законодательство освобождает правообладателей от оплаты НДС при предоставлении лицензий на использование персонажей, музыкальных произведений и иных объектов авторского и смежного права, которые вошли в состав кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма.

Также налогообложению не подлежит предоставление на основании лицензионных договоров и договоров коммерческой концессии (франчайзинга) исключительного права на использование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау).

С 01 января 2024 года не облагаются НДФЛ и налогом на прибыль доходы физических и юридических лиц, которые являются авторами результатов интеллектуальной деятельности или исполнителями по государственным и муниципальным контрактам, в случае безвозмездного получения ими прав на такие результаты.

Активно обсуждается порядок возмещения государством затрат на лицензионное использование российских мультипликационных брендов. В частности, распоряжением Правительства РФ от 26 января 2024 года Минпромторгу и Минфину поручено проработать вопросы оказания мер поддержки отечественным производителям детских товаров, в том числе использующих образы отечественных мультипликационных и литературных героев. Доклад в Правительство по данным вопросам должен быть подготовлен к июню 2024 года.

Среди региональных мер поддержки можно выделить услуги, оказываемые расположенными в субъектах РФ центрами «Мой бизнес», по регистрации товарных знаков и патентов с государственным софинансированием по их оплате; размер софинансирования по некоторым услугам может достигать 100%. Услуги оказываются кредитованными компаниями, наша компания также прошла аккредитацию и успешно оказывает услуги через данные центры.

– Какова ситуация с контрафактной продукцией, какие инструменты защиты применяются сейчас?

– Как показывает практика, наличие товаров и услуг с незаконным использованием бренда — показатель его популярности. На мой взгляд, отсутствуют инструменты, позволяющие в принципе не допустить нарушения интеллектуальных прав, но существуют эффективные способы оперативного пресечения таких ситуаций. На уровень контрафактной продукции влияют различные факторы, в том числе геополитические. К примеру, в отношении брендов, принадлежащих правообладателям из недружественных стран, которые прекратили работу на российском рынке, в том числе по защите от контрафакта, наблюдается существенный рост количества нелегальной продукции. Некоторые правообладатели, к сожалению, до сих пор не озадачиваются вопросами защиты исключительных прав, даже зная о конкретных фактах нарушений. В связи со стремительным ростом электронной торговли значительно увеличилось количество случаев распространения контрафакта в интернете – через онлайн-магазины, маркетплейсы и социальные сети.

Чтобы эффективно бороться с нарушениями, необходимо вести работу в различных направлениях. В качестве инструмента по недопущению ввоза контрафактной продукции с территории других стран используется внесение объектов интеллектуальной собственности в таможенный реестр. К сожалению, до сих пор не начал функционировать единый таможенный реестр стран ЕАЭС, в связи с чем в текущее время правообладателям приходится вносить бренды в отдельные реестры каждого союзного государства. В текущее время отлажена механика рассмотрения обращений по блокировке контрафактной продукции в социальных сетях и на маркетплейсах. Однако все же остаются вопросы по срокам рассмотрения таких обращений, обсуждается возможность их сокращения при определенных условиях. По-прежнему практика показывает эффективность проведения мониторинга торговых объектов в офлайн-среде с последующим предъявлением претензионно-исковых требований по выявленным фактам нарушений.

– Что порекомендуете правообладателям, которые задумываются о защите интеллектуальной собственности?

– Прежде всего, я хотел бы поздравить всех, кто имеет отношение к интеллектуальной собственности, с профессиональным праздником и пожелать расширять свои познания в данной сфере, поскольку они необходимы для успешного ведения бизнеса. Интеллектуальная собственность — эффективный инструмент маркетинга, это источник активного и пассивного дохода. И чем лучше вы разбираетесь в этих вопросах, тем продуктивнее можете использовать данные инструменты в своей предпринимательской деятельности. Я никогда не перестану обращать внимание на важность своевременного и юридического грамотного оформления прав на объекты интеллектуальной собственности, поскольку от этого зависит эффективность последующего использования и защиты.

Среди некоторых владельцев брендов бытует мнение, что присутствие на рынке контрафактной продукции с брендом – это маркер его популярности и не нужно предпринимать действия по пресечению таких фактов, то якобы бесплатная реклама. Я бы рекомендовал таким правообладателям оценивать финансовые убытки от незаконного использования их брендов. Ведь потенциальных лицензиатов очень интересует, насколько бренд защищен от неправомерного использования. Если работа в данном направлении не ведется, то лицензиату придется конкурировать с нелегальным продуктом, а это ведет к финансовым потерям. И если есть выбор – использовать защищенный или не защищенный бренд, то понятно, в чью пользу он будет сделан. Кроме того, контрафактная продукция несет репутационные риски для владельца бренда. Ведь в большинстве случаев нелегальная продукция очень низкого качества и в случае наступления негативных последствий для жизни или здоровья потребителя, репутация правообладателя, допустившего такие факты, серьезно пострадает.

Я настоятельно рекомендую учитывать возможные риски и своевременно озадачиваться пресечением фактов нарушения интеллектуальных прав.

Сообщает пресс-служба «Медиа-НН»

Реклама. ООО «МЕДИА-НН»

ИНН 5261051030

Юридическая практика
Интервью и аналитика