Идет третий месяц военной операции на Украине. По мнению Гари Саймонса, ситуация негативно влияет на лицензионную индустрию, особенно на сегмент потребительских товаров. Рост цен, сокращение глобального ВВП и рабочих мест ведет к рецессии и снижению потребительского спроса на лицензионные товары и услуги.
Насколько усложнится глобальное экономическое положение, будет зависеть от продолжительности спецоперации, а также от возможностей стран ЕС и НАТО справиться с энергетическим кризисом, считает эксперт. Кроме того, существует угроза эскалации конфликта на другие страны, а также опасность холодной экономической войны между Западом и государствами, не поддержавшими антироссийские санкции.
Мрачный прогноз МВФ
Гари Саймонс приводит данные прогноза МВФ на апрель 2022 года. Эксперты организации предсказывают миру стагфляцию, т.е. сочетание инфляции и стагнации в экономике.
«Цены на энергоносители и продукты питания стремительно выросли, и многие уязвимые слои населения, особенно в странах с низким доходом, оказались в тяжелом положении. Из-за высокого уровня инфляции банкам все сложнее сдерживать рост цен и одновременно стимулировать развитие экономики», – говорится в докладе МВФ.
По мнению экспертов, ситуация на Украине может привести и к долгосрочным последствиям, включая изменения в глобальной экономической структуре, возникшей после окончания Второй мировой войны.
Китай и страны Юго-Восточной и Южной Азии много получили от этой системы. Перенос производств в эти страны привел к быстрому экономическому росту региона, а западным странам было выгодно получать качественные потребительские товары по более низкой цене.
Первым серьезным испытанием для этой экономической модели стала пандемия, нарушившая логистические цепочки. Сейчас политическая нестабильность стала еще одним фактором риска.
Показатели роста ВВП по регионам
Большинство экспертов сходятся во мнении, что в наибольшей степени от ситуации на Украине пострадает Европа. По последним прогнозам, в 2022 году рост ВВП в регионе составит всего 2,8%, в то время как в 2021 году этот показатель достиг 5,3%. Для США прогноз более благоприятный – 3,7% в 2022 году, но оба региона ожидает снижение ВВП в 2023 году до 2,3%.
На страны Азии и Ближнего Востока ситуация на Украине окажет меньшее влияние. Эти государства не присоединились к антироссийским санкциям, большинство из них не зависят от поставок энергоносителей из России. В случае с Китаем, импорт нефти и газа из нашей страны продолжаются, поэтому наибольший урон экономике Поднебесной до сих пор наносят вспышки коронавирусной инфекции.
В результате рост ВВП в странах Юго-Восточной Азии останется на хорошем уровне – 5,4% в 2022 году и 5,6% в 2023 году. Для стран Ближнего Востока и Центральной Азии ожидается рост 4,6% и 3,7% соответственно.
Влияние пандемии не закончилось
Несмотря на то, что многие страны уже пережили острую фазу пандемии, смертность от инфекции остается высокой, особенно среди невакцинированных, говорится в докладе МВФ. Кроме того, политика «нулевой терпимости» к COVID-19 в Китае усиливает логистические сложности.
Последний локдаун был введен китайскими властями в Шанхае и длился месяц. В результате возник простой около 500 грузовых кораблей на подходе к порту Шанхая. Задержка по времени погрузки составила 4,6 дней в конце марта и выросла до 14 дней к 23 апреля.
В столице Китая также фиксируются вспышки коронавирусной инфекции. И хотя Пекин не является крупным промышленным и логистическим центром, глобальные рынки внимательно следят за развитием ситуации в столице, поскольку предполагают, что в скором времени локдаун может затронуть и важные транспортные центры, такие как Гуандун и Нинбо.
Глобальный ВВП снизится
МВФ прогнозирует, что в этом и будущем году рост мирового ВВП составит только 3,6% против 6,1% в 2021 году. Таким образом, январский прогноз в 4,4% был снижен.
Уровень занятости и производительность в большинстве стран останется ниже допандемийного уровня, а высокий уровень инфляции сохранится дольше, чем ожидалось.
Эксперта МВФ считают, что уровень инфляции составит 5,7% в развитых странах (Европе, США и Канаде), и вырастет до 8,7% в развивающихся странах и странах с быстрорастущей экономикой. Эти цифры превышают январский прогноз по инфляции на 1,8% и 2,8% соответственно.
Прогноз МВФ основан на том, что конфликт останется в пределах Украины, а поставки нефти и газа из России продолжатся. В случае ужесточения антироссийских санкций, ухудшения ситуации с поставками из Китая на фоне вспышек коронавирусной инфекции, новой волны пандемии, прогноз может быть снижен.
Кроме того, есть большая вероятность роста социальной напряженности из-за роста цен на коммунальные услуги и продукты питания.
Сфера услуг будет расти
Несмотря на общий мрачный прогноз, есть сегменты экономики, где можно ожидать положительных изменений в 2022 и 2023 году. Это касается и лицензионной отрасли.
Во время пандемии потребительские товары показали значительный рост, особенно в категориях, необходимых для жизни в условиях локдауна: товары для кухни, спортивные товары для занятий дома и на свежем воздухе.
В то же время предприятия сектора услуг – спортивные мероприятия, тренажерные залы, театры, туризм – испытали огромный спад.
Сейчас все будет наоборот. По мнению экспертов, произойдет «сдвиг от товаров к услугам» на фоне отмены пандемийных ограничений.
Этот тренд виден и в лицензионной индустрии, наблюдается рост сделок по лицензионным услугам. Анна Найт, вице-президент The Global Licensing Group, считает, что люди хотят вернуться к нормальной жизни, собираться в тематических парках, кинотеатрах, ресторанах и других местах.
«Сдвиг в сторону маркетинга впечатлений и желание общества быть частью чего-то большего после локдауна – великолепная возможность для брендов поработать в сегменте Location-Based Entertainment, – считает Анна Найт. – Такую возможность нельзя упустить. Это позволит привлечь аудиторию на более глубинном уровне».
Кроме того, сектор услуг в меньшей степени зависим от логистических цепочек, и будет более устойчив в постпандемийный период.
Вестник лицензионного рынка по материалам The Licensing Letter