r_arrow

Наталья Марова, retail.ru: «В изменившихся условиях у поставщиков второго и третьего эшелонов появился шанс попасть в сети»

20 апреля 2022 г. 21:24
img
20 апреля в Telegram-канале «Вестника» состоялся прямой эфир «Что нужно ритейлу?» с руководителем проекта retail.ru Натальей Маровой. Эксперт рассказала о текущей ситуации в розничной торговле. В каких настроениях сейчас находятся покупатели; каким ценовым сегментам отдают предпочтения закупщики сетей и от кого зависит, будет ли происходить госрегулирование цен; планируют ли ритейлеры развивать СТМ и есть ли перспективы у лицензий в СТМ; а также какие маркетинговые инструменты использует ритейл — этом и многом другом читайте в нашем обзоре эфира.

С какими сложностями столкнулся ритейл с началом военных действий?

Некоторые ритейлеры столкнулись с тем, что в начале всех событий поставщики меняли цены, когда товар уже находился в пути к ним. Это беспрецедентно. Некоторые поставщики пытались извлечь всю пользу ситуации и теперь ритейлеры не понимают, как с такими партнерами работать дальше. Из-за ажиотажного спроса на некоторые товары  — сахар, масло, — ритейлерам приходилось постоянно ездить в распределительные центры, чтобы полки не были пустыми. Производители, в попытках наладить импортозамещение, столкнулись с нехваткой на российском рынке специалистов, которые могут настроить оборудование.

Какие сейчас настроения у покупателей?

Сейчас мы часто сталкиваемся с комментариями конечных потребителей о том, что ритейлеры пытаются на них нажиться, поднимая цены. Это происходит из-за финансовой неграмотности людей: покупательская корзина, действительно, выросла в цене, но не из-за спекуляций. Я считаю, что в этой ситуации торговым предприятиям нужно объяснять персоналу, от чего происходит повышение цен, чтобы они могли доносить это до потребителя. Эксперты рынка сейчас исходят из того, что сейчас время не для сверхприбыли, их задача — сохранить свою долю рынка.

Какому ценовому сегменту отдают предпочтение закупщики сетей?

Я склоняюсь к тому, что все будут наращивать сегмент «Средний минус». В то же время, ритейлеры пока стараются не менять планы по ценовой сегментации. В ближайшие 2-3 месяца станет понятно, как потребитель будет реагировать на тот или иной товар, и, исходя из этого, будут приниматься решения.

В связи с импортозамещением и уходом западных брендов, упростился ли для поставщиков вход в сети?

Да, в данный момент все игроки налаживают новые каналы поставок, и у многих поставщиков, в том числе второго и третьего эшелонов, появился реальный шанс попасть в сеть. Вопрос в том, смогут поставщики реализовать эту возможность, будут ли они оперативны и смогут ли покрыть федеральный уровень или их ресурса хватит только на регионы. Поставщики активно обсуждают вход в сети в сообществах, полезную информацию по этой теме можно посмотреть в Telegram-каналах «Категорийный менеджмент» и «Поставщики в сети и ЦЗС».

Будет ли регулирование цен со стороны государства?

Оно уже происходит. Но задача ритейла как раз состоит в том, чтобы государство не брало его на себя, на поставщиков и дистрибьюторов нужно влиять. Обычно у сетевиков получается контролировать цены, это заметно в сравнении с небольшими городами и деревнями, где нет сетевых магазинов и люди вынуждены покупать товары по неконкурентным ценам. Конечно, в какой-то товарной группе ритейлер сильнее, в какой-то — производитель, но, в общем и целом, обычно ритейлер находит лучшую цену.

Планируют ли ритейлеры и дальше развивать СТМ?

Согласно нашему опросу, тренд на развитие СТМ в ритейле будет сохраняться. Ни одна из сетей не ответила нам о сокращении таких марок: один из респондентов заявил о сохранении количества СТМ на имеющемся уровне, остальные говорят, что планируют наращивать их объемы. Говорящий пример в этом плане — сеть «Чижик», входящая в X5 Group, которая недавно открыла 100-й магазин. Специализация «Чижика» — СТМ, сейчас уже более трети товаров в их ассортименте — собственные торговые марки. Конечно, стратегия на развитие СТМ у «Чижика» была изначально, а не возникла в текущей обстановке, что, тем не менее, подтверждает тренд на замещение брендов. Но насколько эта тенденция усилится, будет зависеть от мощностей ритейлеров и их возможностей.

Верят ли ритейлеры в гибрид лицензии и СТМ? Товары X5 по франшизе «Ледниковый период» в свое время были хитом…

СТМ — это партнерство двух компаний, ритейлера и производителя, вдолгую. Если включить в этот тандем правообладателя, договориться сейчас будет сложнее, так как горизонт планирования в ритейле сократился. К тому же, с уходом из России многих западных правообладателей, сети будут более настороженно смотреть на лицензии. Поэтому, на мой взгляд, ритейлерам пока эффективнее развивать свои бренды. Однако перспективы есть у маркетинговых акций с участием лицензий, так как они не требуют больших инвестиций. Время «длинных» проектов наступит, по моему мнению, не раньше, чем через полгода.

Какие маркетинговые инструменты сейчас использует ритейл?

В коммуникации с потребителем при открытии новых магазинов ритейлеры стараются снижать градус радости: к примеру, если раньше воздушными шариками оформлялись большие площади, то теперь — только арка на входе. Работать приходится очень аккуратно, поскольку ритейл находится на рубеже общения с покупателем, и весь хейт за любое неудачное слово или действие ловят они. Тем не менее, прежние инструменты — вау-эффект, эмоциональный маркетинг, продолжают использоваться. Но, нужно сказать, сложный период в восприятии политических событий уже пережит, поэтому постепенное возвращение к обычной коммуникации с потребителем будет происходить.

Больше информации о ритейле – в Telegram-канале retail.ru

Запись эфира доступна в Telegram-канале «Вестника»

Интервью и аналитика