У недобросовестных предпринимателей нередко возникает соблазн использовать популярные бренды без разрешения правообладателя и выплаты ему отчислений. В 99% случаев незаконное использование брендов вызвано именно желанием сэкономить. Продукция с размещенными на ней брендами без согласия правообладателя юридически признается контрафактной. А в отношении производителей, импортеров и продавцов таких товаров законом предусмотрена уголовная, административная и гражданская ответственность.
Должен ли правообладателя бренда беспокоить вопрос контрафакта? Несомненно, поскольку производители оценивают как популярность бренда, так и его защищенность от неправомерного использования. Иногда со стороны производителей звучит следующее мнение: «Зачем я буду заключать лицензионный договор и платить вознаграждение, если другие используют бренд и этого не делают?» Конечно, это неверно и, скорее всего, такие производители не сталкивались с санкциями за незаконное использование бренда.
Из-за контрафакта правообладатель несет существенные имущественные потери в виде недополученной прибыли, а также репутационные риски для бренда: они возникают из-за негативных отзывов неосведомленных потребителей, которые не понимают, что попавшая в их руки некачественная продукция с любимым ими брендом не была согласована с правообладателем. Поэтому правообладатели должны быть заинтересованы в борьбе с контрафактом.
Тем не менее, находятся правообладатели, которые не ведут никакой работы по защите принадлежащих им брендов. Сложно понять истинные мотивы такой позиции, но она имеет место быть. Поэтому лицензиатам рекомендуется выяснять у правообладателей, ведут ли они деятельность по защите брендов, и если да, то какую именно и каковы ее результаты. Эту информацию можно проверить самостоятельно - к примеру, посмотрев в открытом доступе наличие судебных разбирательств по выбранному бренду. Также при заключении лицензионного договора необходимо прописать обязанность правообладателя вести борьбу с контрафактом в категории продукции, на которую заключается соглашение. Обычно бренд, который охраняется, более интересен производителям. Если говорить о детских лицензиях, то сейчас все крупные российские анимационные студии занимаются защитой своих брендов.
Должен ли вопрос контрафакта беспокоить производителя? Должен, и не меньше, чем правообладателя. Наличие контрафакта в вашей категории продукции негативно сказывается на продажах - ведь контрафакт всегда дешевле, а о качестве потребитель узнает, как правило, только после покупки. Ежегодно производители терпят убытки от контрафакта, что связано с замещением легальной продукции подделками. Обычно после начала борьбы с контрафактом у производителей наблюдается существенный рост продаж.
Как мы выяснили, в первую очередь этим должен быть озадачен правообладатель, ведь у него есть для этого все необходимые инструменты. И речь не идет о ведении такой работы непосредственно правообладателем: существует множество юридических агентств, которые специализируются на защите интеллектуальных прав. Деятельность таких агентств осуществляется от имени правообладателя на основании соответствующего договора и выдаваемой в рамках него доверенности.
Производители продукции также могут вести борьбу с контрафактом. При заключении договора исключительной лицензии производитель вправе осуществлять деятельность по защите интеллектуальных прав от своего имени. К примеру, заключен договор исключительной лицензии на использование бренда в кондитерских изделиях. В этом случае производитель может самостоятельно пресекать все факты незаконного использования бренда в этой категории. В практике случаев реализации такой возможности очень много. Для этого не требуется получение от правообладателя дополнительных документов и разрешений.
В случае неисключительной лицензии производитель вынужден обращаться к правообладателю за помощью, она может выражаться в следующем.
Модель 1. Правообладатель ведет борьбу с подделками самостоятельно или силами юридических агентств. Производитель сообщает об известных ему фактах незаконного использования бренда, а правообладатель предпринимает действия по их пресечению.
Модель 2. Правообладатель предоставляет полномочия по ведению борьбы с контрафактом производителю. Производителю нужно заключить отдельный договор с правообладателем, дающий такое право, а также доверенность от правообладателя. При этом производитель может вести борьбу с контрафактом как самостоятельно, так и делегировать ее юридическому агентству - такое право необходимо прописать в договоре с правообладателем.
Основные способы борьбы с контрафактом, накопленные в современной юридической практике, сводятся к следующим шагам.
1. Внесение бренда в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности - тогда ввоз контрафакта на территорию РФ будет пресекаться через таможенные посты.
2. Целенаправленная работа по установлению производителей и поставщиков контрафакта. Как правило, в данном случае наиболее эффективно прибегать к помощи правоохранительных органов: они организовывают рейды, в ходе которых изымают все объемы контрафакта и производственное оборудование, с помощью которого он изготавливается. Нарушители привлекаются к административной или уголовной ответственности. Дополнительно, по инициативе правообладателя они также могут быть привлечены к гражданской ответственности.
3. Тотальный мониторинг магазинов для проверки наличия в продаже контрафакта, самостоятельная фиксация выявленных нарушений (без привлечения правоохранительных органов) и дальнейшее привлечение нарушителей к гражданской ответственности. Этот способ борьбы наиболее массово используется в борьбе с контрафактном.
4. Мониторинг сети Интернет на предмет установления и фиксации фактов незаконного использования бренда, блокировка интернет-ресурсов и привлечение нарушителей к ответственности. В этой работе активно используются программные продукты, позволяющие делать это быстро и качественно.
В следующих текстах этой серии специалисты юридической компании «Медиа-НН» проведут детальный разбор лицензионного договора.
По ссылке вы можете скачать образец лицензионного договора с комментариями юристов «Медиа-НН».
Фото: pixabay.com, автор Alexas Fotos