r_arrow

Демограф Владимир Тимаков: На смену детям маткапитала придут дети карантина

9 апреля 2020 г. 18:17
img

Что нас ждет после коронавируса: бэби-бум или глубокая демографическая яма? Об этом "Комсомольской Правде" рассказал демограф Владимир Тимаков.

«КРИЗИСЫ УКРЕПЛЯЮТ СЕМЬЮ. НО НЕ ЭТОТ»

- Владимир Викторович, стоит ли ждать роста рождаемости после карантина?

- По состоянию на сейчас самоизоляция может привести к росту рождаемости. Так бывает, когда у семейных пар появляется много свободного времени – например, ежегодный пик рождаемости через 9 месяцев после новогодних выходных. Но это пока большинство россиян, особенно в провинции, не почувствовали глубины опасности. К введенным ограничениям они относятся, как к учениям или к чудачествам. Если карантин продлится еще дольше, то настроения резко изменятся, люди лишатся доходов, им будет не до детей.

Сейчас все зависит от сценария, по которому у нас будет развиваться ситуация с коронавирусом. Китайский сценарий поначалу самый жесткий, но в итоге несет минимальные демографические потери. Германский сценарий растянут во времени, он умеренно негативный по рождаемости и по смертности. А итальянский — сугубо негативный: рост смертности из-за коронавируса и резкое снижение рождаемости из-за страха смерти и потери перспектив.

- А ведь Италия и Испания и так европейские аутсайдеры по рождаемости.

- Да, суммарный коэффициент рождаемости в этих странах 1,2-1,4 (ребенка на женщину). Это ниже, чем в России. Во Франции и Скандинавии положение лучше, но карантин и там провоцирует череду разводов. Экономические кризисы обычно укрепляют семью, люди не рискуют расставаться. Но кризис из-за коронавируса другой — люди не выдерживают длительного пребывания вместе, семьи начинают чаще распадаться.

- С этого года власти серьезно подкрепили деторождение рублем. Маткапитал дают уже за первого ребенка. Сработают ли теперь эти меры?

- Тут поддерживай - не поддерживай, а у людей может быть настроение «вначале нужно все это пережить». Риски слишком велики. Хорошо, если рождаемость удастся удержать хотя бы на прошлогоднем уровне.

- Какая рождаемость ожидалась в этом году до прихода коронавируса?

- Можно было ожидать, что мы удержим рубеж в 1,6 миллионов рождений в год.

В детородный возраст вступило малочисленное поколение 90-х. Их самих мало, а значит, и детей они смогут родить мало. Падение рождаемости прогнозировалось вплоть до конца 2020-х годов. Каждый год ее уровень должен был снижаться и дойти до 1, 3 - 1,4 миллионов рождений. Поддержка семей, решивших завести ребенка, должна была если не увеличить рождаемость, то хотя бы удержать ее на прежнем уровне. Но стимулирование рождения первого ребенка может дать лишь краткосрочный эффект — на 3-5 лет. Потом придется принимать дополнительные меры, чтобы люди захотели рожать второго и третьего ребенка (а именно столько детей нам нужно в расчете на одну семью, чтобы вылезти из демографической ямы). Нужно, чтобы за второго ребенка семьи получали больше денег, чем за первого, а за третьего — больше, чем за второго. Тогда будет стимул рожать. Только так мы сможем перепрыгнуть предстоящую демографическую яму.

- Есть выражение «дети маткапитала», а не появятся ли у нас потом «дети карантина»? И не станет ли это поколение таким же малочисленным, как дети 90-х?

- Все зависит от того, насколько эффективным будет карантин. Если мы справимся с коронавирусом за несколько месяцев, то говорить о каком-то поколении невозможно. А вот если ситуация затянется надолго, то мы действительно получим «карантинное поколение». И оно тоже будет маленькое, как поколение 1990-х.

* * *

Владимир Викторович ТИМАКОВ, ученый, демограф.

Окончил биологический факультет МГУ, аспирантуру Института Общей генетики АН СССР. Преподавал демографию в Тульском филиале РГГУ. Сейчас занимается демографическими исследованиями в Экспертном центре Всемирного Русского Народного Собора.

Сообщает KP.ru

Интервью и аналитика