В нашей стране существует большое количество впечатляющих зданий и сооружений – как современных, так и составляющих культурное достояние и входящих в список ЮНЕСКО. В сувенирных магазинах любого города можно купить товары с видами строений, которыми гордятся местные жители. Чтобы избежать негативных последствий при использовании изображений зданий и сооружений, следует помнить о некоторых юридических тонкостях.
В соответствии со статьей 1259 ГК РФ к объектам авторского права относятся произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов. Это означает, что у таких объектов интеллектуальной собственности есть правообладатель, контролирующий их использование. При этом пункт 2 статьи 1276 ГК РФ допускает использование изображений зданий и сооружений определенными способами без согласия владельца. Главное условие предоставления такой возможности – произведение архитектуры должно быть расположено в месте, открытом для свободногопосещения, или видно из этого места. Также следует помнить о том, что лицо может использовать изображения (фотографии, рисунки), полученные на законных основаниях от автора и иного правообладателя либо сделанные самостоятельно.
Казалось бы, руководствуясь данной нормой можно сфотографировать любое здание, отвечающее критерию его расположения, и изготавливать продукцию с его изображением, не спрашивая ни у кого разрешения. Но не все так однозначно. В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений зданий музеев, объектов, расположенных на их территориях, а также названий музеев и символики осуществляется с разрешения дирекций этих учреждений. Согласно статье 53 «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» предприятия и организации могут изготавливать и реализовывать продукцию (в том числе рекламную) с изображением объектов культуры и культурного достояния при наличии официального разрешения владельцев. Плата за использование изображения устанавливается на основе договора. При отсутствии разрешения применяются нормы законодательства Российской Федерации.
С учетом указанных выше положений, для использования в рекламных и иных коммерческих целях, например, изображения Эрмитажа необходимо соответствующее разрешение от ФГБУК «Государственный Эрмитаж».
Отдельно следует выделить порядок использования зданий и сооружений, являющихся архитектурно-мемориальными символами в границах определенной территории. На примере Москвы перечень таковых утверждается мэром. К ним относятся: Московский Кремль и все историко-культурные памятники, находящиеся на его территории и Красной площади, здания железнодорожных вокзалов и монастыри Москвы, здания Государственной думы, Правительства Российской Федерации, мэрии Москвы и другие сооружения, указанные в перечне. Их изображения можно использовать в коммерческой деятельности, например, в рекламных объявлениях или на продукции, только приналичии разрешения Межведомственной комиссии Правительства Москвы по выдаче разрешений на право использования государственной символики города Москвы. Порядок выдачи разрешения регламентируется в соответствующем Положении. В случае использования архитектурно-мемориальных символов без разрешения Кодекс города Москвы об административных правонарушениях предусматривает ответственность в виде штрафа до 15 000 рублей.
Таким образом, прежде чем принимать решение об использовании в своей деятельности изображений архитектурных сооружений, необходимо предварительно выяснить, к какой из рассмотренных категорий они относятся.
Георгий Давидьян,
исполнительный директор ООО «Медиа-НН»
Реклама. ООО «МЕДИА-НН»
ИНН 5261051030. ОГРН 1065261029954
Фото: unsplash.com, автор Olga Kovalski