30 марта в Telegram-канале «Вестника» состоялся прямой эфир «Что сегодня происходит в сфере показа зарубежного контента на платных телеканалах и чего ждать дальше?» с директором телеканала «Супергерои» Игорем Шибановым. Эксперт рассказал, как с введением антироссийских санкций после начала спецоперации на Украине изменилась ситуация с показом иностранного контента на рынке платного ТВ в России, возможен ли полный уход западных детских каналов и мультсериалов с российского телевидения, сможет ли им составить конкуренцию контент из Китая, Индии, Кореи и арабских стран, а также что ждет отечественную анимацию в ближайшее время и как на мультфильмы из «недружественных» стран будут реагировать наши родители.
Как изменилась ситуация с показом иностранного детского контента на российском ТВ
Пока в плане вещания ничего кардинально не поменялось. Идет битва за обладание контентом, детского контента это касается в меньшей степени. Несколько телеканалов – Cartoon Network и Boomerang из пакета Discovery в «Медиа Альянсе» и JimJam AMC Networks заявили о приостановке деятельности в России, что, опять же, не означает их окончательный уход с рынка. По информации от операторов, которые обеспечивали работу названных каналов в России, компании попросили оставить место для их вещания. Все понимают, что санкции невыгодны иностранным телекомпаниям, так как Россия – это огромный рынок с населением в 150 млн человек. Терять такое количество потребителей контента ни одному из брендов не хочется. Если Cartoon Network и не вернется, его нишу займет кто-то из 30 действующих детских каналов.
Насколько мне известно, показ иностранного контента, купленного ранее, продолжается, права никто не отзывает. Какое-то время права на показ могут не продлевать. Однако долго держать телепродукт «на полке» тоже не выгодно правообладателям – он тоже имеет «срок годности». Существует, конечно, и вечнозеленый контент, но большая часть контента имеет актуальность «здесь и сейчас», и года через три он уже не будет приносить таких же высоких продаж, как на пике, поскольку потребности детей меняются очень быстро.
Сможет ли анимация из Китая, Индии и Кореи стать альтернативой западной
Китай, Индия, Южная Корея и арабские страны отношения с Россией не пересматривали. Да, Индия и Китай производят анимацию довольно быстро (один сезон мультсериала за полгода-год) – их мощностей не будет хватать, чтобы полностью заполнить образовавшуюся нишу и спрос в России. И у контента из этих стран есть существенный минус по сравнению с европейским и американским — если по картинке он хорош, то в плане сценариев серьезно уступает. А наши дети уже привыкли к качественным литературным сценариям и проработанным персонажам. С этой точки зрения лучше делать ставку на российские анимационные студии.
Способны ли российские анимационные студии заменить западный контент, если он уйдет с рынка
Российские студии будут усиливаться и появятся новые. Но все будет зависеть от того, насколько отечественную мультипликацию будет поддерживать государство, ведь производство контента – это долго и дорого, без помощи государства отрасль может стагнировать. Если последние 10 лет спрос на хорошую российскую анимацию превышал предложение, то теперь, с введением сдерживающей политики Запада, продажа анимации за рубеж может сильно просесть или даже приостановиться. Если в авторской анимации у нас все хорошо – есть признанные всем миром метры, призы на международных фестивалях, то коммерческая сериальная анимация в России только-только расправляет крылья.
Как российские родители будут реагировать на западные мультфильмы
Все будет зависеть от политики государства. Пока прямых запретов на показ иностранного контента нет. Но мы не знаем, какие меры может принять Роскомнадзор завтра: если говорить о СМИ, то ограничения могут коснуться не только редакций, напрямую связанных с политикой. Полной блокады зарубежного контента в любом случае, думаю, не будет. Опять же, никто не отменял копродукцию. Основным правообладателем может быть китайская или корейская телекомпания, а реально создаваться мультфильм может в США или Канаде.
Что касается реакции зрителей на западный контент, то нужно понимать, что современные родители достаточно молодые, это поколение уже мало смотрит телевизор. Они, скорее всего, сами продолжат смотреть контент на смартфонах и платформах онлайн-кинотеатров, а детям оставят платное детское ТВ с контентом, который будет на этот момент доступен.
Запись эфира доступна в Telegram-канале «Вестника»