Где искать новые точки роста и какие отрасли первыми могут оправиться от кризиса, как можно переформатировать свой бизнес, чтобы начать зарабатывать, советует сооснователь маркетплейса Topfranchise.ru Василь Газизулин.
Нужно принять и смириться с тем, что старых денег больше не будет. Апрель будет особенно тяжелым. Чтобы выжить, нужно искать новые возможности для развития бизнеса, новые сигналы о том, где сейчас есть деньги. Многие ретейлеры уже ищут новые ниши. На днях появилась новость о том, что сеть «ВкусВилл» начинает ставить вендинговые автоматы со своими продуктами в подъездах жилых домов. Когда власти обязывают жителей к самоизоляции и призывают ограничить передвижения по городу, такая идея может сработать.
Я на своем опыте испытал несколько кризисов. В 2014 году рост курса доллара заставил очень быстро поменяться. В то время я занимался торговлей и импортом товара из-за границы, но в какой-то момент мне пришлось потерять все и начинать заново. Пришлось полностью перестроить бизнес с импорта на товары, которые производили внутри страны. Проект Topfranchise позволяет как на радаре увидеть те отрасли, которые начали первыми расти после кризиса и на которые за последние четыре года поступало больше всего заявок, запросов на открытие бизнеса. Наметилось четыре индустрии, которые были впереди с очень большим отрывом. Чем больше мы в них работали, тем больше получали отклика и, соответственно, заработка.
Первая отрасль — это товары и услуги для детей.
Детское образование, детское питание, детская одежда — это то, на чем родители будут экономить в последнюю очередь. Даже в условиях кризиса, который сейчас наступает, в России частное детское образование будет точкой роста. Спрос на него не уйдет. Качество обучения во многих государственных школах оставляет желать лучшего. Приблизительно 15% детей в России требуются дополнительные занятия коммерческого образования. Особенно это актуально сейчас, когда школы закрыты и дети вынуждены самостоятельно заниматься дома.
Вторая отрасль — это индустрия красоты и здорового образа жизни.
Это мощный рынок. Девушки, которые пользуются косметикой, чуть сбавят спрос, но не смогут совсем отказаться от покупок привычных товарных категорий. Сейчас самое время развивать онлайн-магазины косметики с доставкой. Производителям, у которых раньше не было собственных каналов продаж через Интернет, нужно их создавать. Можно пробовать выходить на рынки других стран.
В детском образовании и индустрии красоты деньги останутся, но будут меняться каналы дистрибуции этого спроса. Поскольку традиционные каналы сбыта через торговые центры в ближайший месяц, а то и два, будут недоступны, нужно уходить в онлайн.
Третий рынок, который активно рос после предыдущего кризиса, — это общепит.
Он пострадал от эпидемии коронавируса сильнее всего. Рестораны и кафе сейчас закрыты, не запрещена только доставка еды. Есть интересные кейсы, сеть Rise of Rice (фабрика-кухня с доставкой. — Ред.) научилась продавать франшизу по доставке еды.
Сигналы, которые я хочу послать владельцам ТЦ, — проведите инвентаризацию своих арендаторов, особенно несетевых операторов, чтобы понять, с кем из них можно выстраивать точки роста, масштабировать проекты и развивать по франшизе. Я знаю владельцев ТЦ, которые уже начали это делать. Например, Руслан Байрамов, владелец ТЦ «Трамплин» в Москве.
Некоторые начали заниматься этим еще до кризиса. Такой кейс формируется у «Ташира» — они развивают франшизу «Ташир Пицца». Есть пример владельцев торгового комплекса из Рязани, которым помимо фуд-корта принадлежит еще и сеть столовых, они обратились к нам за созданием франшизы, чтобы развивать с ее точки зрения доставки готовой еды.
Четвертый сегмент, который точно будет расти, — это экспорт.
Гигантский потенциал лежит в экспорте производства из России. Курс доллара будет расти, рубль — дешеветь. Люди, которые быстро научатся выкладывать свою продукцию на международные маркетплейсы Ebay, AliExpress, Amazon, Etsy, научатся зарабатывать по-новому. Российская нефть может сильно подешеветь, но российские мозги, российские приложения, российские кондитерские изделия и продукты питания могут продаваться за рубежом. Нужно рассматривать любые возможности для кросс-бордерной торговли. Они есть и во время карантина, пассажирские рейсы отменены, а грузовые — летают.
По собственному опыту знаю, что нужно перебрать не меньше ста вариантов, чтобы найти те, где вы завтра будете получать деньги. Возможности есть всегда, нужно просто их вовремя заметить.
Сообщает marketmedia.ru