Российские правообладатели и юристы рассказали, как получить лицензию на производство детских товаров и игрушек под известным брендом, сколько это стоит и что грозит предпринимателям, которые выпускают контрафакт.
В первую очередь стоит выбрать персонажа и узнать, кому принадлежат на него права. А затем — связаться с правообладателем и задать ему несколько вопросов.
У каждого мультсериала, киновселенной или серии игр существует свой жизненный цикл.
Некоторые персонажи популярны в течение ограниченного времени — например, пока длится прокат фильма с их участием («Суперсемейка» или «Головоломка»). В этом случае правообладатели рекомендуют выпускать брендированные товары ограниченной серией.
Другие персонажи остаются популярными независимо от новых фильмов, мультфильмов и мультсериалов. Например, — «Микки Маус», «Тачки», «Звёздные войны» и так далее. Такой вариант подойдёт производителям, которые планируют выпускать одну и ту же продукцию в течение длительного времени.
Также можно выбрать проекты, чья популярность только растёт — например, «Смешарики», «Фиксики», «Барбоскины» и так далее.
Затем стоит поинтересоваться у правообладателей о планах по развитию бренда. Например, планирует ли создатель анимационного сериала выпускать полнометражный фильм, комиксы, книги, проводить маркетинговые и PR-кампании.
Директор по развитию бизнеса и лицензированию «0+ Медиа» Валентина Курсанова («Ми-ми-мишки», «Сказочный патруль» и другие) советует работать с теми правообладателями, которые гарантируют выход новых сезонов и ротацию на телевидении.
Также стоит изучить портрет аудитории бренда и её возраст: чем старше потребитель, тем менее его интересуют товары с популярными персонажами.
Ещё один важный аспект — география проекта. Не факт, что проект с высокими рейтингами в Москве будет таким же успешным в Краснодаре или Новосибирске, и наоборот.
Необходимо узнать, с какими производителями и на какие товарные категории правообладатель планирует заключать сделки в будущем. Бывали случаи, когда владелец бренда продавал лицензии двум конкурирующим компаниям, и их товары оказывались на одной полке.
«Тогда лицензия теряла смысл, и в итоге проигрывали все – и оба лицензиата, и правообладатель, который терял доверие и живые деньги из-за снижения продаж обеих компаний», — вспоминает Валентина Курсанова.
Во время переговоров лицензиар запросит информацию о производителе и продукте, для которого покупается лицензия. Стоит подготовить:
Кроме того, правообладатель может запросить дополнительные документы — например, если производитель планирует выпускать продукты питания.
Мы просим предоставить состав продукции. Мы работаем с детской аудиторией, поэтому это один из приоритетных факторов.
Например, мы не разрешаем использовать красители и консерванты, запрещённые на территории Европы, но разрешённые в РФ.
Людмила Цой
коммерческий директор ООО «Кинокомпания СТВ» (мультфильмы «Три богатыря», «Барбоскины», «Лунтик», «Царевны»)
Директор лицензионного департамента «Мармелад Медиа» (представляет бренды «Смешарики», «Фиксики» и другие) Юлия Голова добавляет, что они также обращают внимание на сайт компании-производителя — чтобы он соответствовал целевой аудитории бренда.
Кроме того, правообладатель может запросить план продвижения товара для b2b- и b2с-аудитории или образцы похожих товаров.
Например, одна компания-производитель игрушек переделывала медведя из мультфильма «Маша и Медведь» для студии «Анимаккорд» четыре раза, но так и не смогла получить лицензию — студию не удовлетворило качество игрушки.
Юлия Голова объясняет это тем, что не все товары могут концептуально подойти тому или иному бренду. Правообладателю важно, чтобы продукт был качественным, а его наполнение адаптировано под бренд и визуально отражало его ценности.
Если обе стороны пришли к соглашению, то они утверждают:
Стоимость лицензии складывается из роялти и суммы минимальной гарантии.
Роялти — это процент от оптовой отпускной цены без НДС за использование интеллектуальной собственности правообладателя. Размер роялти зависит от товарной категории, стоимости продукции и широты продуктовой линейки.
«Также размер роялти меняется в зависимости от географии, — рассказывает Людмила Цой. — В России в среднем более 40% доходов домохозяйств тратится на продукты питания. Поэтому в нашей стране одни из самых низких процентных ставок по роялти для продуктов питания».
В каждой товарной категории свой роялти, и эти величины зафиксированы участниками международного лицензионного рынка.
Роялти нужно выплачивать только после того, как фактические объёмы продаж начинают превышать объём, заявленный производителем до подписания договора.
До этого момента оплачивается только сумма минимальной гарантии — это средства, которые производитель выплатит лицензиату, даже если не произведёт и не продаст ни одной единицы товара.
Минимальная гарантия зависит от объёма продукции, оптовой цены и ставки роялти.
Например, производитель хочет приобрести лицензию для выпуска плюшевой игрушки и игрушки-антистресс по мотивам персонажей полнометражного фильма.
Он планирует за год выпустить по 5 тысяч единиц продукции и продавать оптом по 1000 и 550 рублей соответственно. Таким образом, его годовой оборот составит 7,75 млн рублей: (5000 * 1000) + (5000 * 550) = 7 750 000.
Размер роялти в категории «игрушки» составляет 12%, таким образом производитель сразу заплатит правообладателю 930 тысяч рублей в качестве минимальной гарантии.
Расчёт предоставлен ООО «Кинокомпания СТВ»
«Важно, чтобы в расчётах принимал участие сотрудник, который имеет чёткое представление о возможных объёмах продаж, — поясняет Людмила Цой из "Кинокомпании СТВ". — На территории нашей страны очень низкая степень прозрачности бизнеса. Правообладатель старается указать в договоре объёмы, приближенные к реальным, а не стартовые партии, как это практикуется, например, в Европе».
Сумма минимальной гарантии можно разбить на аванс, который вносится после подписания договора, и несколько выплат. Чаще всего выплаты начинаются после старта продаж.
По словам Людмилы Цой, минимальная гарантия и отчисления роялти — не единственные затраты, которые ожидают производителя.
Ему стоит учитывать затраты на распространение товаров в торговых сетях (ретро-бонусы, проведение акций), участие в выставках, промо в местах продаж, работу с конечной аудиторией.
Кроме договора, производители получают свод правил, в которых прописаны стандарты использования персонажей: цветовая палитра, рекомендации по шрифтам и так далее, рассказывает директор по развитию бизнеса и лицензированию «0+ Медиа» Валентина Курсанова.
Некоторые правообладатели устанавливают дополнительные требования. Так, Disney разрешает производить товары только на фабриках, которые прошли сертификацию.
Кроме того, студия не разрешает каким-либо образом обыгрывать бренд или создавать своё видение героя. Каждое изменение необходимо согласовывать с правообладателем. Чтобы облегчить задачу, студия предоставляет производителям готовые изображения героев и шрифтов.
По словам управляющего партнёра компании «Башук Чичканов, юридическая фирма» Алексея Башука, почти все известные персонажи зарегистрированы в качестве товарных знаков.
Кроме того, персонаж может быть признан самостоятельным результатом творческого труда, а значит, авторское право будет защищать его отдельно от произведения.
Например, если производитель без разрешения выпустил постельное бельё с Человеком пауком, то он нарушает право на товарный знак и авторское право.
По статье 1515 ГК РФ за незаконное использование товарного знака правообладатель может потребовать компенсировать:
Все пять миллионов, например, за кружку с «Машей и Медведем», конечно, никто не взыщет. Суд оценивает, какой ущерб был нанесен истцу, и по своему усмотрению устанавливает компенсацию.
Обычно сумма компенсации составляет около 20–30 тысяч рублей за одного персонажа.
Алексей Башук
управляющий партнёр «Башук Чичканов, юридическая фирма»
По статье 1301 ГК РФ за нарушение авторского права выплачивается такая же компенсация, как и за товарный знак.
Иногда правообладатели требуют одновременно взыскать компенсацию и за нарушение авторского права, и за незаконное использование товарного знака.
Но на этом дело не заканчивается — правообладатель может обратиться в ФАС, Роспотребнадзор и полицию, продолжает Алексей Башук: раз предприниматель использует бренд без разрешения, значит он ведёт недобросовестную конкуренцию, нарушает закон о рекламе и вводит потребителей в заблуждение.
За недобросовестную конкуренцию суд по заявлению ФАС оштрафует юридическое лицо минимум на 100 тысяч рублей по статье 14.33 КоАП РФ.
По иску Роспотребнадзора компанию-нарушителя оштрафуют ещё раз — на сумму от 50 до 200 тысяч рублей, а директора компании — от 10 до 50 тысяч рублей по статье 14.10 КоАП РФ.
Если окажется, что нарушение совершалось неоднократно или причинило крупный ущерб, то оно будет рассматриваться по уголовному кодексу (пункт 1 статьи 180 УК РФ). За это грозит лишение свободы на срок до двух лет и штраф до 80 тысяч рублей.
Теоретически педприниматель может избежать ответственности, если докажет, что нарушение интеллектуальных прав произошло вследствие непреодолимой силы (третий пункт статьи 1250 ГК РФ). Однако по словам Алексея Башука, на практике это ещё никому не удавалось.
Доход от продажи лицензий составляет существенную долю выручки мультипликационных компаний. Это позволяет студиям развивать существующие проекты и запускать новые.
Например, в портфеле лицензиатов «Мармелад Медиа» более 120 компаний, которые производят 8000 наименований продукции в 40 товарных категориях.
«В среднем количество новых лицензиатов составляет 20 клиентов в год. Доля дохода компании от лицензирования достигает 54%», — сообщает директор лицензионного департамента агентства «Мармелад Медиа» Юлия Голова.
Поэтому правообладатели регулярно подают в суд на производителей контрафакта. Так, в 2017 году обладатель прав на товарный знак «Свинка Пеппа» британская компания Entertainment One UK подала в суд более 200 исков за продажу нелицензионных игрушек с изображением персонажа.
«СТС Медиа» с 2018 по 2019 год планировала подать в суд больше сотни заявлений, связанных с незаконным использованием товарного знака «Три кота».
За продажу нелицензионных товаров наказывают как производителя, так и продавца — даже если продавец не знал, что товар контрафактный (статьи 1515, 1250 и 14.10 КоАП РФ). Поэтому стоит заранее узнать, есть ли у производителя лицензия.
По словам Алексея Башука, самый надёжный способ убедиться в этом — спросить напрямую у правообладателя.
Для начала он советует проверить сайт правообладателя, где могут быть указаны партнёры-производители и продавцы лицензионной продукции.
Если таких данных на сайте нет, то стоит попросить у поставщика копию лицензионного договора, а затем уточнить у правообладателя — подлинный ли он.
Кроме того, подтвердить подлинность товара могут таможенные сертификаты и сертификаты соответствия. Но одним только сертификатам доверять не стоит, предупреждает Башук.
В Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) товарные знаки не попадают сами собой. Внесение знака в ТРОИС — это сложная процедура, которой пользуются не все правообладатели.
Может возникнуть ситуация, когда таможня впустила товар в страну, выдала сертификаты, а потом оказалось, что товар произведён с нарушением прав на чужой знак. В таком случае отвечать за нарушение будет российский ритейлер, и сертификаты не помогут избежать ответственности.
Алексей Башук советует добавить в договор с поставщиком условие о том, что в случае суда с правообладателем тот обязуется принять участие в процессе. Более того — предоставить все документы, подтверждающие, что товар — лицензионный.
Также в договор стоит добавить условие, что поставщик компенсирует ритейлеру весь ущерб, если правообладатель или госорганы взыщут с того компенсацию за контрафакт.
Сообщает vc.ru