r_arrow

Что необходимо знать предпринимателям об исключительных правах на персонажей?

22 декабря 2018 г. 1:08
img

В последние годы малое и среднее предпринимательство активно подвергается юридическим «атакам» со стороны правообладателей таких мультипликационных персонажей, как «Смешарики», «Маша и Медведь», «медвежонок Тэдди Ми Ту Ю», «Кот Том», «Свинка Пеппа» и т.д. Согласно судебной базе данных kad.arbirt, по состоянию на начало декабря 2018 г. арбитражные суды рассмотрели (или начали рассмотрение) почти 3500 дел по нарушению исключительных прав на Смешариков (правообладатель - Smeshariki GmbH) и около 9000 дел - по персонажам мульфильма «Маша и Медведь» (правообладатель - ООО «Маша и Медведь»).

Кроме того, стремительно увеличивается количество исков о нарушении исключительных прав на «интернет-персонажей» и героев мемов - «Ждун», «Грампи Кэт» и даже эмодзи. Например, уже насчитывается 165 дел по искам ООО «Си Ди Лэнд контакт» о защите исключительных прав в отношении «произведения изобразительного искусства – фантазийного существа под условным названием «Ждун» с головой морского слона и телом личинки, выполненным в положении сидя без ног с руками человека».

Правовой анализ

Под персонажем в интеллектуальном праве понимается часть произведения, содержащая описание или изображение того или иного действующего лица в форме (формах), присущей (присущих) произведению: в письменной, устной форме, в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме и др.

Важно отметить, что персонажи могут охраняться как авторским правом, так и правом на товарный знак.

При этом авторским правом охраняется фактически любое изображение творческого характера, в том числе и персонажи. Исключительное авторское право действует с момента создания произведения и по общему правилу прекращается только через 70 лет после смерти автора. Персонажи могут охраняться и как часть произведения, и как самостоятельный объект. Для признания персонажей самостоятельными объектом они должны обладать совокупностью признаков, которые делают их оригинальными, узнаваемыми и отличительными от других героев (п. 29 постановления Пленума № 5/29).

Истец, обращающийся в суд за защитой прав на персонажи как отдельные объекты авторского права и обосновывающий их самостоятельный характер, может требовать взыскания компенсации за каждого из них в отдельности, даже если такие персонажи одновременно используются на одном товаре (например, продаётся торт с изображением не одного героя из «Смешариков», а всех сразу). В то же время в судебной практике сформировалась позиция, что незаконное использование нескольких частей (персонажей) одного произведения составляет одно нарушение исключительного права на само произведение. Зачастую суды применяют её, даже если правообладатели предоставляют доказательства самостоятельности персонажей.

Тем не менее, для увеличения размера компенсации правообладатели зачастую используют иную стратегию - регистрируют каждого персонажа как товарный знак, а затем требуют выплатить компенсацию за использование каждого такого товарного знака. В частности, зарегистрированы как товарные знаки большинство популярных мультипликационных персонажей (например, каждый из героев «Смешариков», «Маши и Медведя»).

В РФ правовая охрана товарных знаков действует в течение 10 лет с даты подачи заявки на регистрацию ТЗ, однако по факту срок правовой охраны зависит от воли правообладателя и может продлеваться неограниченное число раз. Проверить, зарегистрирован ли тот или иной персонаж в качестве товарного знака, можно по базе товарных знаков на сайте ФИПС (ТЗ по национальной регистрации) или на сайте ВОИС (ТЗ по международной регистрации). Там же можно узнать, кто является правообладателем интересующего товарного знака.

Конечно, использование товарного знака без разрешения правообладателя является нарушением исключительных прав. Однако истечение срока действия исключительных прав и/или отсутствие подтверждения наличия прав у истца может стать основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Например, в делах по искам НП «Эдельвейс» по спорам о товарных знаках «Маша и Медведь» суды зачастую выносили отказные решения в связи с отсутствием у НП «Эдельвейс» документов об отчуждении прав с авторами.

Но все-таки подобные ситуации - это скорее исключение, чем правило. Ведь для многих истцов по делам о нарушении исключительных прав на персонажей судебная защита своих прав является частью бизнеса, за успехом которого стоят профессиональные юристы.

Сколько придется заплатить за нарушение

Надо отметить, что взыскание компенсации за нарушение исключительных прав в интернете в судебном порядке для правообладателей - дело не очень сложное и в подавляющем большинстве случаев успешное. Как правило, позиция истцов с юридической точки зрения практически безупречна. Являясь правообладателями, они вправе по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование персонажей, правами на которые они обладают.

На практике это означает, что размер компенсации за нарушение исключительных прав на персонажи может быть крайне велик. Так, за набор игрушек с незаконно используемыми персонажами стоимостью в 200 рублей, правообладатель может потребовать компенсацию в размере 60 000 руб (по материалам дела, ставшего одной из причин запроса в Конституционный суд РФ). В другом деле (№ А45-36363/2017) правообладатель персонажа «медвежонок Ми Ту Ю Тэдди» обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю, который продавал через свой сайт игрушки, в том числе похожие на медвежонка Ми Ту Ю Тэдди, требуя одновременно компенсации за нарушение прав на товарный знак и авторских прав на персонажа (по 750 000 рублей). Суд удовлетворил иск, но снизил компенсацию до 320 000 рублей.

Эти примеры иллюстрируют устоявшуюся судебную практику. Взыскание таких сумм может привести к разорению и полному прекращению деятельности индивидуального предпринимателя.

В связи с такими серийными исками в судах не раз вставал вопрос о несоразмерности требований по взысканию многократной компенсации за мелкие нарушения. Ведь закон устанавливает размер компенсации от 10 000 до 5 миллионов рублей за каждое нарушение, и на протяжении долгого времени суды просто не могли снижать компенсацию ниже низшего предела. Однако после постановления КС РФ 2016 г. о неконституционности соответствующих норм ГК РФ в той мере, в какой они не позволяют суду при определенных обстоятельствах уменьшать сумму компенсации ниже минимального предела, у ответчиков появилась возможность снижать компенсацию в следующих случаях:

●размер подлежащей выплате компенсации многократно превышает размер причиненных правообладателю убытков;

●правонарушение совершено индивидуальным предпринимателем впервые;

●нарушение исключительных прав не являлось существенной частью его предпринимательской деятельности;

●нарушение не носило грубый характер.

Таким образом, все предприниматели, которые реализуют продукцию с персонажами, охраняемыми авторским правом, и не платят роялти правообладателям, находятся под угрозой взыскания многотысячных сумм в качестве компенсации за нарушение исключительных прав. Кроме того, правообладатели вправе заявлять требования о пресечении нарушения исключительных прав, об изъятии материального носителя и его уничтожении, о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя.

В то же время от всех подобных требований со стороны правообладателей предпринимателям-ответчикам можно и нужно защищаться: действовать проактивно и использовать весь доступный арсенал правовых средств.

Практические рекомендации

В связи с вышеизложенным можно составить ряд рекомендаций, которые призваны помочь предпринимателям успешно отстаивать свои интересы.

Превентивные меры

● Риски: внедряя новые бизнес-идеи с использованием модных персонажей, необходимо оценивать риски нарушения авторских прав на эти персонажи и/или прав на товарные знаки. Рекомендуется:

- посмотреть в реестрах ФИПС и ВОИС, зарегистрированы ли соответствующие товарные знаки;

- там же посмотреть сроки действия прав правообладателей;

- оценить охраноспособность персонажа с точки зрения авторского права (отсчитать 70 лет со дня смерти автора).

● Стратегия: после оценки рисков нарушения требуется определить дальнейшую стратегию: заключать ли лицензионные соглашения с правообладателями или же отказываться от использования таких изображений в своей продукции.

● Контрагенты: даже если вы не производите продукцию с использованием персонажей и иных объектов авторского права, а лишь перепродаете ее, всегда помните об исключительных правах. Просите ваших контрагентов предоставить заключенные лицензионные договоры с правообладателями, а также включайте в договоры с контрагентами соответствующие заверения и гарантии по исключительным правам. Ведь правообладатель может предъявить требование о защите исключительных прав к любому лицу, которое неправомерно использует охраняемые объекты.

Реакционные меры

Но если все-таки факт неправомерного использования уже был, а ознакомление с данным материалом обусловлено получением претензии или же иска от правообладателя, то в этом случае важно не пугаться многотысячных сумм и не забывать о правовых способах защиты.

● Документация: внимательно проверяйте правоустанавливающие документы, предъявляемые истцом. Ведь отсутствие исключительных прав, несоблюдение порядка перехода прав на спорные объекты, несовпадение реквизитов в документах правообладателей, несвоевременное представление доказательств истцом - всё это может стать основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

● Объект защиты: необходимо детально анализировать все аспекты правового обоснования предъявляемых исковых требований. В отношении требований о защите прав на товарные знаки следует проверять срок охраны товарного знака, оценить спорность наличия «сходства до степени смешения» между зарегистрированным товарным знаком с используемым изображением. Если речь идет о нарушении авторского права, то требуется проверять, не перешел ли объект авторского права в общественное достояние (не истек ли срок охраны), обратить внимание на документы, которые истец может предоставить в качестве доказательств незаконной переработки объекта (для случаев, когда используемый вами персонаж был создан вами самостоятельно).

● Снижение компенсации: даже если наличие нарушения неоспоримо, предприниматель вправе просить об уменьшении размера компенсации, которую требует правообладатель. При наличии обоснованных аргументов суд может встать на сторону предпринимателя в этой части.

Таким образом, использование в коммерческой деятельности героев мультфильмов, хайповых мемов и иных популярных персонажей без заключения соответствующих лицензионных договоров может привести к взысканию значительных сумм в качестве компенсации за нарушение исключительных прав.

Зачастую правообладатели требуют уплаты не совсем разумных, справедливых и соразмерных нарушению сумм. Чтобы эффективно отстаивать свои интересы малому и среднему бизнесу следует в ответ вооружиться знаниями аспектов авторского права и призвать на помощь квалифицированных юристов, которые помогут выработать стратегию ведения бизнеса, взаимодействия с правообладателями и разрешения соответствующих споров в судах.

Сообщает сайт digitalrights.center

Интервью и аналитика