r_arrow

Как оценить стоимость объектов интеллектуальной собственности?

6 ноября 2024 г. 13:58
img

erid: LjN8K7gdY

Наличие оформленных прав на свои бренды в качестве товарного знака, объекта патентного или авторского права является не только мощным маркетинговым инструментом, но и дает право использовать их в качестве нематериального актива. В данной статье мы уже рассуждали  о том, что юридическая защита брендов является выгодной инвестицией для компании.

Владение товарным знаком или другими объектами интеллектуальной собственности (ОИС) устанавливает исключительные права на его использование и одновременно с этим позволяет монетизировать бренд, получать дополнительную прибыль с помощью лицензирования, отчуждения прав на ОИС, франчайзинга. За выдачу прав на использование бренда, в зависимости от характера использования, полагается финансовое вознаграждение, которое устанавливает владелец результатов своего творческого труда.

Появившийся спрос на использование ваших объектов порождает вопрос: «Как оценить их стоимость?»

Финансовая оценка нематериального актива играет важную для правообладателя роль, поскольку позволяет определить стоимость его брендов и потенциал бизнеса. Немалое значение имеют формат и размер агентского вознаграждения за предоставление прав на использование бренда.

Что необходимо для проведения оценки?

  1. Документы, подтверждающие регистрацию/оформление прав на бренд.
  2. Описание и список товаров и услуг, предлагаемых конкретнымбрендом.
  3. Сведения о размере доходов и источниках их получения.
  4. Бухгалтерская и налоговая отчетность компании.
  5. Сведения о затратах на создание и охрану ОИС.

Какие методы оценки существуют?

Помимо финансовых показателей, при оценке стоимости объектов интеллектуальной собственности анализируются позиция компании на рынке, ее конкурентная среда и потенциал. Наиболее распространенные методы оценки стоимости объектов интеллектуальной собственности – сравнительный, затратный и доходный.

  1. Сравнительный метод анализирует объем продаж и стоимость аналогичных товарных знаков на рынке в той же категории.
  2.  Затратный метод основан на учете затрат на разработку и продвижение товарного знака, включая расходы на исследования, маркетинг и юридическую защиту.
  3. Доходный метод оценивает потенциальный доход, который может быть получен от использования объектов интеллектуальной собственности.

На практике возможен комбинированный подход, сочетающий разные методы, что, на наш взгляд, будет наиболее верным решением для комплексного исследования и получения информации об объективных суммах. Оценка стоимости осуществляется специалистом, который предоставляет максимально точные и обоснованные результаты. Оценщик анализирует собранные данные на основе предоставленной правообладателем документации и применяет выбранный метод. Важно учитывать уникальные характеристики товарного знака и его значение для бизнеса. А для самостоятельного анализа и первичной финансовой оценки можно использовать онлайн-сервисы.

Яна Долинина,

директор по PR и маркетингу компании «Медиа-НН»

Реклама. ООО «МЕДИА-НН»

ИНН 5261051030

Фото: freepik.com, автор katemangostar

Юридическая практика