r_arrow

Грамотное оформление прав на бренд как критерий его эффективного использования

12 июня 2024 г. 18:51
img

erid: LjN8JxMUP

Все больше предпринимателей  озадачиваются созданием и развитием собственных брендов. Наблюдается   рост количества заявок на регистрацию объектов интеллектуальной собственности. Это подтверждают данные Роспатента. С начала 2024 года количество заявок от российского бизнеса на регистрацию товарных знаков увеличилось в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом.

К процессу создания собственного бренда необходимо подходить обстоятельно не только с маркетинговой стороны, но и с юридической. Это позволит максимально эффективно использовать созданные объекты интеллектуальной собственности.

Одним из важнейших критериев их эффективного использования является грамотное оформление прав.

В части 4 Гражданского кодекса РФ закреплено множество разновидностей объектов интеллектуальной собственности, и у каждого есть свои особенности. К примеру, объекты авторского права, к которым относятся  произведения дизайна и изобразительного искусства, не требуют обязательной государственной регистрации. Вместе с тем не стоит забывать о необходимости формирования доказательств принадлежности прав на данные объекты. Если сам автор использует результат интеллектуальной деятельности, то доказательством наличия у него прав на такой результат  является любая объективная информация с датами первого упоминания о созданном результате интеллектуальной деятельности и его использовании автором. Если произведение создается по заказу, то важно не упустить в договоре с исполнителем условие о переходе исключительных имущественных прав на созданный результат интеллектуальной деятельности к заказчику.

При оформлении прав на объекты патентного права важным условием является соблюдение принципа новизны. Он выражается в том, что с даты раскрытия информации о патентуемом объекте до даты подачи заявки на регистрацию может пройти не более 6 месяцев для изобретений и полезных моделей и не более 12 месяцев для промышленных образцов. На практике достаточно часто лица начинают использовать созданное решение, подпадающее под объект патентного права, и только спустя время озадачиваются подачей на регистрацию патента. Это  рискованно: можно не уложиться в означенные законом сроки и получить отказ в оформлении прав на результат интеллектуальной деятельности.

При оформлении прав на товарные знаки следует помнить о том, что он регистрируется в отношении определенных товаров и услуг, сгруппированных по классам в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг. На этапе подготовки к подаче заявки на регистрацию товарного знака требуется тщательно проанализировать, какие товары и услуги планируется им индивидуализировать, в каких сферах и категориях возможно его лицензирование, и сформировать их максимально полный  перечень. Если после регистрации товарного знака в определенных классах и в отношении определенных товаров и услуг правообладатель придет к выводу о необходимости дополнить указанный перечень, сделать это можно только путем регистрации нового товарного знака. В такой ситуации возникают дополнительные риски, что кто-то опередит и зарегистрирует сходное обозначение в интересующих категориях товаров и услуг.

Приведенные примеры доказывают наличие нюансов   в оформлении прав на результаты интеллектуальной деятельности. Они могут  усложнить последующее использование данных результатов или сделать невозможным оформление прав.

Георгий Давидьян,

исполнительный директор ООО «Медиа-НН»

Реклама. ООО «МЕДИА-НН»

ИНН 5261051030

Фото: freepik.com, автор tirachardz

Юридическая практика