r_arrow

Интеллектуальная собственность на маркетплейсах

15 мая 2024 г. 12:56
img

erid: LjN8K4MKj 

Для выстраивания эффективной деятельности на маркетплейсах предпринимателям необходимо своевременно озадачиваться оформлением прав на используемые ими результаты интеллектуальной деятельности и их защитой от неправомерного использования недобросовестными конкурентами. В законодательстве предусмотрено применение множества видов объектов интеллектуальной собственности, поэтому важно понимать, какие из них используются на маркетплейсах, и с учетом этого определять порядок действий по их оформлению и защите.

Товарные знаки – одни из наиболее часто используемых на онлайн-площадках объектов интеллектуальной собственности, призванных индивидуализировать продукцию и услуги. На маркетплейсах в основном используются изобразительные, словесные и комбинированные. Товарные знаки могут размещаться не только на предлагаемом к продаже продукте, на бирках или упаковке. Нередко они используются в карточке, в текстовом описании товара, его названии, а также в поле с наименованием бренда. Для защиты обозначения как товарного знака требуется его предварительная регистрация в Роспатенте. При регистрации важно определить перечень товаров и услуг, в отношении которых конкретный товарный знак будет распространять свое действие. Если вы планируете использовать товарный знак на маркетплейсах, его следует зарегистрировать в 35-м классе МКТУ. Он охватывает использование обозначения в рекламных целях.

Объекты авторского права – другая разновидность объектов интеллектуальной собственности, наиболее часто используемых на маркетплейсах. К ним относятся фотографии товаров, инфографика, видеообзоры, дизайны, текстовое описание. Все они размещаются в карточках товаров, предлагаемых к продаже. Объекты авторского права не подлежат государственной регистрации, поэтому принадлежность прав на них осуществляется через презумпцию авторства или с помощью документов, подтверждающих приобретение прав на данные объекты (в рамах трудового договора, договора авторского заказа, договора об отчуждении исключительных прав или лицензионного договора).

Внешний вид товара или упаковки может охраняться не только в качестве объекта авторского права – дизайна, но и в качестве объекта патентного права – промышленного образца. Таким образом, говоря об используемых на маркетплейсах объектах интеллектуальной собственности, следует упомянуть и объекты патентного права. Они, как и товарные знаки, требуют обязательной государственной регистрации. При этом одним из условий возможности регистрации промышленного образца является новизна – с даты раскрытия информации о созданном дизайне до даты подачи заявки на регистрацию должно пройти не более 12 месяцев. Если вы начали продавать товар с уникальным дизайном на маркетплейсе и по истечении какого-то времени решили оформить права на промышленный образец, то сроки для признания новизны можно отсчитывать от даты первого отзыва покупателей при условии, что маркетплейс – единственное место продажи вашего товара. Чтобы избежать спорных ситуаций и рисков, мы рекомендуем заниматься оформлением прав до начала продаж.

Продавцы – юридические лица, при заполнении карточки товара указывают свое название, в связи с чем можно говорить об использовании на маркетплейсе еще одного объекта интеллектуальной собственности – фирменного наименования.

Мы рассмотрели основные разновидности объектов интеллектуальной собственности, которые используются при продаже товаров на маркетплейсах и чаще всего подвержены незаконному использованию со стороны недобросовестных предпринимателей. Для эффективного пресечения подобных нарушений очень важно своевременно и юридически грамотно оформлять правоустанавливающие документы на данные объекты.

Георгий Давидьян,

исполнительный директор юридической компании «Медиа-НН»

Реклама. ООО «МЕДИА-НН»

ИНН 5261051030

Фото: freepik.com, автор kues

Юридическая практика