erid: LjN8KAQNS
Объекты интеллектуальной собственности возникают благодаря творческой и изобретательской деятельности. Создав уникальный продукт и оформив на него права, правообладатель имеет право монетизировать его и получать прибыль от использования или продажи. Рассмотрим, какие существуют способы монетизации и извлечения выгоды.
Объекты интеллектуальной собственности сами по себе являются имуществом и обладают ценностью наряду с недвижимостью, автомобилем или иным предметом. Их можно поставить на баланс в качестве нематериального актива и тем самым увеличить стоимость бизнеса. Это особенно актуально при получении компанией заемных денежных средств и оценке кредитной организацией имущественного положения потенциального заемщика. Также повышение стоимости собственных активов может потребоваться при участии в государственных закупках, когда необходимо соответствие определенным критериям, в том числе наличие финансовых ресурсов для исполнения контракта.
Объекты интеллектуальной собственности являются источником активного дохода при их использовании в предпринимательской деятельности. Приведем простой пример: вы разработали или приобрели красивый дизайн упаковки к своему товару, что привлекло внимание покупателей и увеличило продажи. В данном ракурсе интеллектуальная собственность выступает в качестве инструмента маркетинга. Приобретая в магазине какую-либо продукцию, мы обращаем внимание на бренд и очень часто делаем выбор с учетом данного критерия. Зарекомендовавшие себя бренды вызывают доверие у покупателей и являются знаком качества товаров или услуг, на которых они содержатся. Однако, чтобы создать бренд национального масштаба, требуется не один год работы и вложения, исчисляемые миллионами долларов. В связи с этим многие производители, особенно молодые, размещают на товарах популярные бренды других лиц, стремясь привлечь внимание к своей продукции. Такая модель взаимодействия владельца бренда и производителя, его использующего, оформляется через заключение лицензионного договора. Производитель выплачивает правообладателю вознаграждение за использование объекта интеллектуальной собственности. Практика показывает, что за счет использования популярного бренда на продукции можно увеличить продажи в среднем на 20%. Лицензионная модель бизнеса становится в России очень популярной. Следует отметить, что в текущее время 90% всех лицензий на нашем рынке – анимационные.
Если рассматривать модель использования объектов интеллектуальной собственности по лицензии не с позиции производителя, а со стороны владельца бренда, то для него монетизация возможна в форме пассивного дохода, поскольку лицензионный договор – это своего рода договор аренды. Как правило, вознаграждение за предоставленное право выплачивается в форме роялти — процентных отчислений от стоимости проданных товаров или оказанных услуг с использованием объекта интеллектуальной собственности. При этом в большинстве случаев правообладатель устанавливает в договоре сумму минимальной гарантии, которая выплачивается в любом случае, даже если производитель не произведет или не продаст товар в необходимом объеме.
Модель предоставления прав по лицензии позволяет получать вознаграждение, при этом оставаясь собственником бренда и продолжая использовать его в своей деятельности. Определенные исключения могут возникать только при заключении договора исключительной лицензии. Однако владелец бренда может осуществить отчуждение исключительных прав. Суть данного процесса заключается в том, что правообладатель полностью отказывается от прав в отношении принадлежавшего ему объекта в пользу другого лица, получая взамен денежное вознаграждение, которое может многократно превышать вознаграждение по лицензионному договору.
Объект интеллектуальной собственности – важный инструмент в предпринимательской деятельности. Чтобы эффективно использовать его, важно своевременно и юридически грамотно оформить на него права.
Георгий Давидьян,
исполнительный директор ООО «Медиа-НН»
Реклама. ООО «МЕДИА-НН»
ИНН 5261051030
Фото: freepik.com, автор cookie_studio