erid: LjN8KDpzQ
Многим потребителям уже привычно видеть на полках магазинов товары, которые представляют собой точную копию того или иного бренда. А раз существует спрос на такую продукцию, то складывается впечатление, будто это нормальное явление.
В последнее время все чаще поднимаются вопросы, касающиеся подлинности товаров. Возникает резонный вопрос: считается ли реплика контрафактом?
Термин «реплика» обозначает высококачественную копию брендированного товара. При этом данная продукция не имеет оригинальной маркировки и сертификата подлинности. Копии брендов, как правило, имеют меньшую стоимость, что вызывает больший спрос среди покупателей и создает конкуренцию для правообладателя оригинальной марки.
Из этого следует, что реплика по своему определению является контрафактной продукцией. В соответствии с п. 4 ст. 1252 ГК контрафактными считаются материальные носители, нарушающие исключительные права на выраженные в них результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.
Разберем несколько ситуаций:
1. На товаре незаконно размещен логотип известного бренда.
Как правило, юридически зарегистрированный логотип является товарным знаком – средством индивидуализации товара. У данного объекта интеллектуальной собственности есть правообладатель, владеющий исключительным правом на его использование. Иные лица могут использовать товарный знак только при наличии разрешения правообладателя, которое чаще всего зафиксировано в лицензионном договоре или договоре коммерческой концессии.
В случае незаконного размещения товарного знака на продукции наступает ответственность: административная, уголовная или гражданская.
2. На товаре не размещен логотип бренда, но скопирован дизайн.
Уникальность дизайна товара или упаковки также охраняются законом и могут быть оформлены в качестве объекта авторского права либо зарегистрированы в качестве объекта патентного права – промышленного образца. При полном или частичном (отдельных элементов) копировании дизайна нарушитель также будет привлечен к ответственности.
Не стоит забывать, что среди мер, принимаемых правообладателем в отношении продавцов реплик, может быть блокировка сайта, личного кабинета, карточки товара на маркетплейсе или аккаунта социальных сетей, в которых был замечен контрафакт.
Если вы являетесь продавцом, тщательно проверяйте документы дистрибьютора. Они должны подтверждать наличие у производителя прав на использование объектов интеллектуальной собственности, размещенных на продукции, и приобретение дистрибьютором продукции у соответствующего правообладателя. Если дистрибьютор позиционирует себя в качестве эксклюзивного, он также обязан предоставить ритейлеру документальное подтверждение данного факта.
Продавец, закупивший контрафактный товар и не знающий об этом, несет ответственность на общих основаниях.
Яна Долинина,
директор по PR и маркетингу юридической компании «Медиа-НН»
Реклама. ООО «МЕДИА-НН»
ИНН 5261051030
Фото: freepik.com, автор freepik