r_arrow

Имитация одежды киногероев: вдохновение или кража?

13 марта 2024 г. 13:41
img

erid: LjN8KRVN8

Работая в сфере интеллектуальной собственности уже более 17 лет, специалисты нашей компании сталкиваются с различными видами нарушений. Так, одни предприниматели незаконно используют товарные знаки, другие – объекты авторского права. Независимо от того, какой объект интеллектуальной собственности привлек внимание правонарушителей, их цель – продвижение своего товара за счет известности популярных брендов.

В последнее время мы наблюдаем такую тенденцию: в продажу поступает большое количество одежды, копирующей образы известных героев фильмов, и происходит ее активное использование в рекламе элементов соответствующего аудиовизуального произведения (имени или изображения персонажа, названия киноленты или кадра из нее).

В качестве примеров можно привести свитер из кинофильма «Брат-2», платье в стиле героини фильма «Служебный роман» или «Шапка Марата».  Законна ли продажа таких товаров, и на что следует обращать внимание для выявления нарушения?

Рассмотрим ситуацию: на маркетплейсе осуществляется продажа вязаного свитера, схожего с тем, который был на главном герое фильма «Брат-2» Даниле Багрове; в названии товара указано: «Свитер из кинофильма “Брат-2”». Налицо нарушение, которое выражается в незаконном использовании объекта авторского права – названия фильма «Брат-2». Аналогичным нарушением считается и указание наименования  популярного сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» в карточке предлагаемого к продаже товара, который может и не копировать дизайн одежды героя. В таком случае нарушитель продает схожее изделие, однако отсылка к названию фильма/имени героя позволяет ему привлечь внимание покупателей и увеличить количество продаж.

В рассматриваемых ситуациях нарушение интеллектуальных прав дополнительно может выражаться в копировании дизайна одежды, который подлежит правовой охране в качестве объекта авторского права или патента на промышленный образе. Чаще всего подобные нарушения возникают у производителей карнавальных костюмов, копирующих дизайн одежды известных супергероев.

Таким образом, копирование дизайна одежды, а также использование объектов интеллектуальной собственности в рекламе и продвижении товаров в рассматриваемой категории без разрешения правообладателя является нарушением.  Согласно нормам действующего законодательства за незаконное использование объектов интеллектуальной собственности предусмотрена административная, уголовная и гражданская ответственность, которая наступает не только в отношении производителей, но и продавцов контрафактной продукции.

Вот почему мы настоятельно рекомендуем получить разрешение правообладателя и заключить с ним лицензионный договор, прежде чем приступить к использованию брендов в предпринимательской деятельности.

Яна Долинина,

директор по PR и маркетингу компании «Медиа-НН»

Реклама. ООО «МЕДИА-НН»

ИНН 5261051030

Фото: кадр фильма «Брат-2»

Юридическая практика