Правда ли, что иностранные бренды, покинув Россию, освободили ниши для отечественных производителей? «Уходят, да не прощаются» – так можно описать сегодняшнюю ситуацию на российском рынке детской лицензионной продукции. Зарубежные компании в том или ином виде по-прежнему присутствуют в «лицензионке» и все так же пользуются спросом.
«Отечественные анимационные студии, как правило, пока не выдают продукт того же уровня, что иностранные правообладатели – качественный, конкурентоспособный, привлекательный с точки зрения лицензиатов. Кроме того, бюджеты российских правообладателей по продвижению лицензий, маркетинговой поддержке также не сопоставимы с зарубежными. В итоге иностранные франшизы продаются лучше», – отмечает генеральный директор АО «Издательский дом «Лев» Олег Вишняков.
Однако ситуация на рынке постепенно меняется. Если раньше «иностранцы» занимали почти 90 % российского лицензионного рынка, то за последние два года доля отечественных лицензий в сегменте TV/Digital увеличилась на целых 38 %. Иностранные франшизы при этом рост не показали. По данным АИДТ, доля игрушек с отечественными лицензиями в этом сегменте достигла 37% (два года назад эта цифра составляла 27%) и 21% по выручке (в 2021 г. – 19%, в 2020 году – 17%).
Лицензионные игрушки занимают порядка 20% рынка. При этом 60 % от их общего объема приходится на мультипликационных и ТВ-героев. Лидирующие места в продажах традиционно занимают мягкие игрушки, куклы и фигурки героев. Активно приобретают лицензии производители одежды, обуви, канцелярии, мебели, посуды, предметов гигиены.
Производители отмечают, что заинтересованы в выпуске продукции с персонажами российских мультфильмов.
«В прошлом году компания “Бытпласт” выпустила новую линейку посуды для детей от 3 лет, поэтому мы рассматривали в первую очередь лицензии, которые предназначены для детей от 1 года, с ядром целевой аудитории 3-7 лет, – рассказывает директор по развитию компании Ольга Муравьева. – Критериев выбора новой лицензии у нас было много: от финансовых до того, насколько конкретная лицензия популярна у целевой аудитории. Кроме того, мы смотрели, насколько материалы стиль-гидов по той или иной лицензии “лягут” на нашу продукцию. В итоге мы выбрали Ми-ми-мишек и не прогадали: линейка вошла в топ-10 самых популярных лицензий».
Тем не менее, многие представители бизнес-сообщества отмечают, что нужна поддержка извне. «Для нас выбор героев отечественных мультфильмом понятный и простой, – говорит Ольга Доротюк, генеральный директор фабрики игрушек «Весна». – Нам важно, чтобы наши дети росли, воспитывались на героях российской анимации. Однако процесс создания лицензионных игрушек весьма затратный. Помимо создания пресс-форм и покупки лицензии, нужно вкладывать деньги в маркетинг, рекламу и продвижение продукции. Если производители получат поддержку по этим направлениям, то на полках магазинов появится больше героев российских мультфильмов».
Сообшает портал АИДТ