Один из важнейших вопросов, который должен волновать дистрибьютора, когда он совершает оптовую закупку товара для его последующей реализации на определенной территории: законно ли размещены объекты интеллектуальной собственности на данной продукции? В соответствии с нормами гражданского права правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование принадлежащего ему объекта интеллектуальной собственности. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Приобретая продукцию у производителя, не являющегося собственником бренда, дистрибьютору необходимо убедиться в наличии у продавца прав на его использование. Как правило, таким документом является лицензионный договор, предусматривающий множество существенных условий, о них необходимо помнить в том числе и дистрибьютору.
В большинстве случаев правообладатель ограничивает производителя территорией определенной страны, где должен осуществляться оборот товаров с использованием объектов интеллектуальной собственности. До 29 марта 2022 года в Россию можно было ввозить продукцию, содержащую объекты интеллектуальной собственности, право использования которых распространяется на РФ и страны ЕАЭС. Факты ввоза в Россию товаров, предназначенных для других стран, признавались нарушением интеллектуальных прав. Однако ситуация изменилась 29 марта 2022 года, когда Постановлением Правительства был разрешен ввоз в нашу страну легальной продукции, предназначенной для других стран. В этом случае нормы, предусматривающие ответственность за использование объектов интеллектуальной собственности без согласия правообладателя, не применяются. Однако необходимо помнить о трех важных аспектах.
1. Постановление Правительства касается только объектов патентного права (изобретения, полезные модели и промышленные образцы) и товарных знаков.
2. Речь идет только о легальной продукции, то есть изготовленной с согласия правообладателя, но предназначенной не для России.
3. Разрешение распространяется не на все товары и бренды, а только на те, ввоз которых в Россию прекратился в связи с недружественными действиями государств и компаний. Данный перечень формируется Минпромторгом и периодически корректируется – бренды и товары добавляются или исключаются.
Дистрибьюторы осуществляют активную работу по продвижению продукции – проводят маркетинговые кампании, при этом достаточно часто используют объекты интеллектуальной собственности. Следует помнить, что существуют различные способы использования данных объектов, исчерпывающий перечень сформирован в статьях ГК РФ применительно к их отдельным разновидностям. Право на использование объектов интеллектуальной собственности путем продажи правомерно введенной в оборот продукции не означает, что дистрибьютор может использовать данные объекты в рекламе. Это отдельный способ, и на него необходимо получить разрешение. В связи с этим у многих крупных дистрибьюторов заключены лицензионные договоры с правообладателем, в рамках которых дистрибьютору предоставляется право использовать объекты интеллектуальной собственности способами, необходимыми для продвижения продукции.
Георгий Давидьян,
исполнительный директор ООО «Медиа-НН»
Реклама. ООО «МЕДИА-НН»
ИНН 5261051030. ОГРН 1065261029954
erid: LjN8KS96f
Фото: freepik.com, автор Lifestylememory