Когда мы говорим о товарном знаке, то чаще всего представляем его в форме слова или фразы, графического изображения или их комбинации. Но фактически разновидности товарных знаков не ограничиваются этим перечнем. Согласно статье 1482 ГК РФ, в качестве них могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их сочетания. Форма заявки на регистрацию товарного знака содержит полный перечень его видов, доступных для регистрации на территории Российской Федерации. К ним, помимо указанных в статье 1482 ГК РФ, относятся световой, изменяющийся, позиционный, осязательный, вкусовой, голографический, звуковой, обонятельный знаки, а также знак, состоящий из одного или нескольких цветов. Рассмотрим их подробнее.
Световой товарный знак представляет собой последовательный переход световых символов, которые, как правило, используются в рекламе и индивидуализируют определенный товар илу услугу. В заявке на регистрацию такого товарного знака должно содержаться максимально подробное описание переходов световых символов, их продолжительность, направление и цвета.
Изменяющийся товарный знак включает, помимо световых символов, динамичную изобразительную часть – анимированную картинку. В свидетельстве на него может содержаться серия таковых, представляющих собой раскадровку изображения, либо одна картинка. Однако при любом из указанных вариантов необходимо детальное описание изменений, характеризующих данный товарный знак.
Позиционный товарный знак указывает не только на охраняемое изображение, но и на место его расположения на товаре, который он индивидуализирует. Данная разновидность регистрируется преимущественно производителями одежды и обуви.
Осязательный товарный знак – один из редко регистрируемых, он, как правило, представляет собой рельефно-точечное обозначение, выполненное шрифтом Брайля. Данный товарный знак призван помочь индивидуализировать товар тактильно и размещается на продукции для слабовидящих людей.
Несмотря на то, что законодательство предусматривает возможность регистрации вкусового товарного знака, примеров такового на территории РФ в настоящее время нет. Основная проблема при регистрации данной разновидности – сложность индивидуализации товара на основании его вкусовых качеств, ведь их невозможно выразить в графической форме, отсутствуют и методы оповещения потребителей о том, что особые вкусы выполняют функцию товарного знака. Кроме того, по общим правилам нельзя зарегистрировать вкусовой товарный знак в отношении товаров и услуг, которые совпадают с видовой характеристикой регистрируемого знака. Например, вкус апельсина нельзя зарегистрировать в отношении любой продукции, которая содержит апельсины.
В качестве объемных товарных знаков регистрируются трехмерные изображения, призванные защитить форму товара или упаковки, обладающих оригинальностью.
Голограммы, широко распространенные в качестве средства защиты продукции от подделки, можно зарегистрировать в качестве одноименных товарных знаков.
В качестве звуковых товарных знаков регистрируют непродолжительные фрагменты звуков природы или музыкальных произведений. В последнем случае в свидетельстве на товарный знак, как правило, содержится нотная запись, по которой индивидуализируется мелодия. Из-за того, что звучание различается в зависимости от музыкального инструмента, для установления факта использования соответствующего товарного знака при регистрации также требуется прикладывать аудиофайл на носителе.
Обонятельный товарный знак сложно реализуем для регистрации по тем же причинам, что и вкусовой. Дополнительные сложности возникают и в последующем установлении факта использования, поскольку у обонятельного товарного знака отсутствует графическая форма, а описание ароматов, в совокупности формирующих товарный знак, должно быть максимально точным.
Цветовой товарный знак в настоящее время широко распространен наряду со словесным и изобразительным. В качестве товарного знака регистрируется цвет или сочетание цветов, которые не образуют графическое изображение. Важное условие – подтверждение наличия (к дате подачи заявки на регистрацию) у конкретного цвета различительной способности, позволяющей соотнести его с определенными товарами и услугами.
Товарный знак может содержать несколько видов, например, цветовой и словесный, и тогда он называется комбинированным. Помимо общих требований, при его регистрации существуют и дополнительные требования к каждому виду. При их соблюдении можно рассчитывать на успешный результат в регистрации.
Георгий Давидьян,
исполнительный директор ООО «Медиа-НН»
Реклама. ООО «МЕДИА-НН». Юридический адрес: 603163, г. Нижний Новгород, ул. Арсеньева, д. 3, кв. 125.
ИНН 5261051030. ОГРН 1065261029954