Если авторские права на объект интеллектуальной собственности возникают в силу факта создания результата творческого труда автора, то права на товарный знак могут возникнуть исключительно после соблюдения процедуры его государственной регистрации.
Товарный знак служит для индивидуализации товаров и услуг. С целью использования единой системы классификации при регистрации товарных знаков была создана Международная классификация товаров и услуг (МКТУ), согласно которой все товары и услуги объединены в группы и образуют 45 классов, из которых с 1 по 34 — классы товаров, с 35 по 45 — классы услуг. С учетом появления новых товаров и услуг классификация подлежит периодическому обновлению. Последняя действующая редакция — 11-я, принятая в 2017 году.
Товарный знак регистрируется в соответствующих классах МКТУ по усмотрению заявителя. За каждый регистрируемый класс установлена доплата государственной пошлины. При регистрации товарного знака можно выбрать как весь перечень товаров либо услуг, входящих в соответствующий класс согласно действующей редакции МКТУ, так и некоторые из них. Классификация не содержит исчерпывающий перечень товаров и услуг, в отношении которых может быть зарегистрирован товарный знак. В связи с этим, указывая в заявке на регистрацию товар, наименование которого отсутствует в МКТУ, в обязательном порядке дополнительно необходимо указать родовое (видовое) понятие с учетом общепринятой терминологии. Если наименование товара или услуги входит в несколько классов МКТУ, то следует дополнительно указывать следующие данные: в отношении товара — назначение, функцию товара, материал, из которого он изготовлен, или принцип его действия; в отношении услуги — назначение (сферу) деятельности, которая соответствует выбранному классу. Указанные и иные требования к оформлению перечня товаров в заявке на регистрацию товарного знака регламентированы Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 482.
Подача заявки на регистрацию товарного знака в отношении максимально широкого перечня классов МКТУ является дорогостоящей процедурой. В случае успешной регистрации в данной ситуации также появляются риски прекращения правовой охраны по инициативе заинтересованной стороны в отношении тех товаров и услуг, в которых товарный знак фактически не будет использоваться в течение трех лет.
Однако, если после регистрации товарного знака в определенных классах и в отношении определенных товаров и услуг правообладатель придет к выводу о необходимости дополнить указанный перечень, сделать это можно только путем регистрации нового товарного знака. В связи с этим мы всегда рекомендуем нашим клиентам на этапе подачи заявки на регистрацию товарного знака тщательно проанализировать, какие товары и услуги планируется им индивидуализировать непосредственно правообладателем, а также в каких сферах и категориях возможно его лицензирование, и оказываем помощь в формировании такого перечня товаров и услуг.
Георгий Давидьян,
исполнительный директор юридической компании «Медиа-НН»
Реклама. https://www.media-nn.org/
Фото: pixabay.com, автор RODNAE Productions