Причиной для узаконивания параллельного импорта стал отказ многих крупных международных компаний от прямого сотрудничества с Россией, несмотря на действовавшие договорные обязательства с лицензиатами. Последние оказались в сложной ситуации: с одной стороны, они были заинтересованы в продолжении сотрудничества с правообладателями, с другой – не могли выполнять его условия, потому что иностранные контрагенты не желали работать с Россией.
Правительство нашей страны легализовало параллельный импорт не полностью, а частично. Это значит, что он разрешен только для тех брендов, которые указаны в специальном, ежемесячно обновляемом перечне Минпромторга. Правообладатель, желающий защитить свои права, может самостоятельно проверить, есть ли его товар в списке. Оказывается, исключить продукцию из перечня можно. «Для того, чтобы решить вопрос, – объясняет эксперт, – нужно обратиться в Минпромторг и предоставить документы, подтверждающие ввоз товара на территорию РФ и, как следствие, выполнение обязательств перед контрагентами». Не исключена и возможность добавления позиций в перечень, если «вы сможете подтвердить документально оригинальность товара, а также оставшиеся без ответа запросы правообладателю, ушедшему с рынка, о желании поставлять его продукцию в Россию».
Помимо списка Минпромторга, существует еще и Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС), предназначенный для защиты правообладателей товарных знаков и других объектов интеллектуальной собственности от незаконного ввоза контрафакта на территорию России.
Если полгода назад для подачи таможенной декларации на товарный знак или объект интеллектуальной собственности, включенный в этот реестр, необходимо было письменное согласие правообладателя или лицензионный договор, то сейчас ситуация иная. Теперь на товарные знаки и объекты интеллектуальной собственности, которые указаны в ТРОИС и одновременно в перечне Минпромторга, не распространяется требование о включении согласия или договора в товарно-сопроводительные документы при подаче таможенной декларации. Для остальных объектов интеллектуальной собственности, включенных в ТРОИС, оно действует. «К сожалению, нет информации от Федеральной таможенной службы о порядке таможенного оформления продукции с товарными знаками, включенной в ТРОИС и отсутствующей в перечне Минпромторга. Мы столкнулись с тем, что каждый таможенный инспектор, рассматривая конкретную декларацию, поступает по-своему. Например, один считает, что ТРОИС больше не действует, и можно ввозить любые товары, другой уверен в необходимости согласия на ввоз правообладателя, третий утверждает, будто параллельный импорт разрешен всем», - заявила Оксана Курочкина.
Что же делать правообладателям в такой непростой ситуации? Эксперт рекомендует обращаться за консультацией в вышестоящий таможенный орган, в Федеральную таможенную службу, Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля Департамент таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.
Некоторые российские правообладатели сталкиваются еще и с тем, что их бренды оказываются включенными в ТРОИС, и довольно часто ввоз такой продукции происходит через третьи страны. «Если ваша компания российская, она продолжает производить или ввозить продукцию по конкретному объекту интеллектуальной собственности и не планирует прекращать свою деятельность, обращайтесь в Минпромторг и требуйте исключения бренда из списка, – советует Оксана Курочкина. – Сейчас нередки случаи, когда конкуренты обращаются в Минпромторг в надежде получить заветную запись в реестре и ввозить продукцию под вашим брендом без таможенного контроля».
Представителям зарубежных правообладателей тоже следует обращаться в эту инстанцию. «Если вы продолжаете работать с брендом и имеете документальное подтверждение этому, Минпромторг исключит его из своего перечня и у вас продолжит действовать ваш товарный знак и его защита».
Важно понимать, что параллельный импорт предполагает ввоз оригинальной продукции. А в нашей стране таможенные органы с ввозом оригинальных товаров без согласия правообладателя не борются. Требование получения согласия правообладателя – дополнительная степень защиты, позволяющая на первом этапе отсеять тех, кто изначально не имеет таких документов.
«Законом и административным регламентом ФТП по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности предусмотрена возможность регулярно, раз в год, обращаться с официальным запросом и запрашивать перечень компаний, осуществляющих ввоз вашей продукции с вашим объектом интеллектуальной собственности на территорию РФ. И таможенная служба обязана предоставить такую информацию, – подчеркнула гость эфира. – Так вы сможете понять, действительно ли продукция оригинальная, есть ли согласие правообладателя на ее ввоз или нет, или вы видите перед собой недобросовестного конкурента».
Если говорить о лицензионном соглашении, то контроль осуществляется за определением таможенной стоимости товара: как утверждают представители таможни, продукция с товарным знаком не может стоить дешевле, чем продукция без него. Соответственно, ввоз продукции с товарным знаком или с лицензионным соглашением вызывает пристальное внимание сотрудников таможни. Их интересует, включены ли таможенные платежи в цену товара. В этой ситуации надо оценить, связаны ли лицензионные платежи с вашей продукцией и насколько обосновано вы включаете или не включаете их в стоимость.
Кроме того, полагает эксперт, в ближайшие пару лет в Роспатенте начнутся рассмотрения заявлений об исключении товарных знаков, лишении их регистрации защиты. Оксана Курочкина советует отслеживать свой товарный знак не только в реестре Минпромторга, но и на сайте Роспатента или у патентных поверенных на предмет регистрации похожего наименования.
Параллельный импорт – нововведение спорное, несовершенное, имеющее множество подводных камней, постепенно сужающее рынок аренды брендов. В таких условиях лицензиатам остается быть внимательными и тщательно следить за ситуацией на рынке.
Дания Насрутдинова, «Вестник лицензионного рынка»