r_arrow

“Новая нормальность”: Аналитики Euromonitor International и NielsenIQ рассказали о потребительском поведении во время пандемии и после нее

April 22, 2021, 8:11 p.m.
img

Компания Euromonitor International пришла к выводу, что COVID-19 сильнее всего повлиял на сферы услуг с высокой степенью взаимодействия c потребителем, такие как туризм и ресторанный бизнес, а также продажи товаров в целом. NielsenIQ отмечает, что россияне стали чаще экономить, но признаются, что после того, как вакцинируются, ослабят контроль над тратами.

Презентации Euromonitor International и NielsenIQ прошли на деловой программе выставки Licensing World Russia в МВЦ “Крокус Экспо” 21 апреля.

Аналитик Euromonitor International Валерия Сорокинарассказала об изменениях потребительского поведения в рознице и сфере услуг, которые останутся после снятия ограничений, связанных с COVID-19. По данным исследования Euromonitor International, общие траты в среднесрочной перспективе снизятся у 60% респондентов, потребление товаров для здоровья увеличится у 40% респондентов  в среднесрочной перспективе и у 40% в долгосрочной. Об увеличении потребления товаров для дома в среднесрочной перспективе заявили 50% опрошенных, а 40% - в долгосрочной. Сократить покупки в физических магазинах планируют 40% участников опроса в среднесрочной перспективе и 45% в долгосрочной. А в увеличении покупок  в онлайн-каналах признались порядка 75% респондентов.

Какие изменения розницы и сферы услуг останутся?

Компания выявила изменение отношения людей к общественному питанию - по прогнозам Euromonitor International, доля заказов в таких заведениях в 2021 году снизится до 65% с 75% в 2014 году.

В период пандемии произошел рост онлайн-продаж. В лидерах по продажам через интернет - Китай и Южная Корея, где доля этого канала составляет более 35% от общего объема розницы, далее следует Великобритания (порядка 25%) и США (около 20%). В Австралии, Германии и России этот показатель составляет чуть больше 10%. Также аналитики Euromonitor International выявили увеличение онлайн-торговли через гаджеты. По их оценкам, в 2020 году в Азии более 72% онлайн-продаж будет осуществляться через мобильные устройства.

Также Euromonitor International отмечает тренд на снижение доли наличных платежей. Люди избегают расчета бумажными деньгами, так как боятся заразиться через них коронавирусом. В Скандинавских странах этот показатель снизился до минимальных значений - 10% в Швеции, 9% в Дании и 6% в Норвегии. 

Выступающая также отметила, что прогнозируемый мировой рост ВВП в 2021 году составит 3%, наиболее пессимистичный прогноз предусматривает снижение ВВП на 1%. 

Руководитель направления по развитию бизнеса NielsenIQ Светлана Боброва рассказала, что, согласно исследованиям компании, каждый второй россиянин (53%) стал внимательнее относиться к расходам. Наши соотечественники начали выбирать более доступные товары, ориентируясь на соотношение “цена/качество”. О покупке товаров с высокими показателями “цена/качество” заявили 37% опрошенных, о приобретении товаров с полезными свойствами - 33%. 35% респондентов признались, что реже покупают премиальные товары, а 23% - популярные бренды. 

NielsenIQ выделила ТОП-5 сфер, на которые жители России стали тратить меньше. Ими стали: развлечения вне дома (54%), питание вне дома (53%), одежда (43%), отдых за рубежом и в России (по 28%). 

Из-за пандемии жизнь перешла в формат “Из дома”: 37% россиян ответили, что чаще работают из дома; 44% - что чаще проводят время с семьей дома; 37% - что чаще употребляют алкоголь дома, чем в ресторане; 59% - что готовят дома; 47% - что делают чай и кофе самостоятельно; 45% - что перекусывают дома.

Также аналитики отмечают продолжение тренда на ЗОЖ. 91% опрошенных заявили, что считают важным вести здоровый образ жизни, что включает физическую активность, потребление чистой воды, отказ от вредных привычек и правильное питание. Вместе с тем люди начали делать экологичный выбор в пользу экологичных товаров в незагрязняющей природу упаковке - поэтому производителям советуют заявлять о таких свойствах продукции, если они имеют место быть. 

С ростом вакцинации люди должны ослабить контроль над тратами, так как станут более уверены в своем здоровье и будущем. 26% россиян признались, что у них должно снизиться беспокойство по поводу расходов, 16% - что увеличат расходы на непродовольственные товары, 14% - что будут приобретать крупные или дорогие покупки, а 10% - что вернутся к покупке люксовых товаров.

Исследовательская компания выявила тенденцию на перемещение населения из городов в сельскую местность (люди переселяются на дачи и в загородные дома) и, как следствие, рост продаж в этих регионах. С перемещением потребителя торговые сети начали активно доставлять покупки загород. 

Елена Олесик, "Вестник лицензионного рынка"

Интервью и аналитика
Лучшее из архива