some_imgЕсли в Украине все говорят по-русски, почему бы не скопировать принципы лицензирования, работающие в России?

Увы, благодаря черноморскому порту «7й километр» в Одессе, Украина печально известна как крупнейший в СНГ рынок сбыта контрафакта. Увы, Киев отстает от Москвы по развитию и иностранным инвестициям. Увы, более 85% печатной продукции для взрослой аудитории выпускается на русском языке, но менее половины всех жителей Украины ежедневно говорят на русском. Но украинский рынок отличается от рынка России, своего «старшего брата», и располагает многими возможностями.

В Украине проживает 46 миллионов человек, в СНГ страна – вторая по населению, отличается стабильным ВВП и уверенным ростом рождаемости. Чувство национальной гордости и независимости реализуется курсом «Укранизации»: с 1991 года украинский – единственный официальный язык. Это означает, что все иностранные телепрограммы и фильмы (за исключением российских, которые сопровождаются субтитрами), дублируются на украинский язык. Рынок детского телевидения имеет потенциал для развития, поскольку только 8% контента ориентировано на детей, а на телевидении всего один детский канал. Среди зарубежных программ наиболее популярны – Дисней Клуб, Чип и Дейл, Астробой и Винкс, среди российских – Лунтик, Маша и Медведь и Смешарики. Благодаря распространению шоппинг-моллов с кинотеатрами, дети и подростки становятся значительной частью аудитории, и такие фильмы, как Мадагаскар, Шрек, Ледниковый Период и Кунг-Фу Панда собирают внушительную кассу. Для многих молодых менеджеров, работающих в украинском лицензировании, ассоциирование себя с Россией не является популярным. Поэтому аргумент «Это было бы прекрасно принято в Москве» часто не работает. Украинцы скорее склонны идентифицировать себя с поляками и открыты лицензионным моделям их рынка. До Первой Мировой войны Западная Украина входила в состав Астро-Венгрии, во время начала Второй Мировой – Польши. Поэтому культурные и религиозные связи сильны и по сей день.

some_img

Лицензионный рынок Украины силен в классических для него сегментах печатной продукции и канцелярии. Во всех других категориях – недоразвит. Несмотря на это, украинский производитель Malbi недавно начал сотрудничество по промо Тачки, Диснеевские Принцессы и Винни Пух для разного вида шоколада. В то же время, покупательная способность в городах значительно выросла, что совпало с ростом рождаемости среди женщин зрелого возраста со стабильным доходом. Такие дамы часто жалуются на отсутствие одежды и игрушек. Потратить свои деньги они могут в незначительном количестве достойных магазинов, приходится выбирать между дешевым контрафактом низкого качества и элитными товарами. Помимо этого, невероятными темпами растет число детей, пользующихся компьютером, у каждого второго ребенка есть мобильный телефон, что дает возможность разработчикам выпускать мобильные приложения и игры. Предполагается, что дети и подростки начнут оказывать влияние на рынок брендированных товаров и электронных игр, и будут иметь широкий доступ к социальным сетям. Любопытно, что украинцы намного чаще используют Facebook, чем россияне, предпочитающие регистрироваться в сети «ВКонтакте».

В отличие от России, украинские сети супермаркетов имеют собственные дистрибуцию, закупку, производство, хранение и маркетинг. Это создает прекрасные возможности для заключения direct-to-retail сделок. Очевидный потенциал у сегмента «Продукты питания», поскольку местные производители имеют выгодное преимущество по сравнению с импортерами из-за неустойчивости курса гривны. Кроме того, заботливые родители хотят покупать экологически чистые продукты от отечественных производителей.

Соотношение открытых рынков и организованной розницы – примерно 50/50, при этом количество рынков уменьшается. За 2010 год продажи гипермаркетов увеличились на 18% – этому способствовало расширение сетей Real, Ашан и Metro. В силу увеличения числа торговых точек, а также модернизации ряда торговых центров продажи сетевых магазинов за 2010 г. выросли на 14%. Лето 2012 года для Украины также будет знаменательным – в стране пройдет чемпионат Европы по футболу. Однако, пора понимать, что Украина становится привлекательной страна не только с точки зрения спорта.

some_img

На протяжении долгого времени на Украину не обращали внимания. Это относится не только к PlusLicens, до недавних пор единственному агенту по лицензировании, имеющему украинское представительство. Как говорит Оксана Париенко (на иллюстрации выше), менеджер PlusLicens в Украине, «Если вы хотите освоить рынок СНГ, необходимо работать и в Украине. Украина отошла от России с точки зрения языка и культуры, в особенности благодаря новому поколению. Например, рост набирает сегмент печатной продукции для детей. Развивается собственная культура масс-маркета, и, поскольку происходят большие перемены, нам необходимо присутствовать здесь. Более того, PlusLicens представляет Dreamworks и Астробой, и, в силу необходимости локализации, нам нужно быть здесь для наших клиентов».

Агентство Ink открывает офис в Украине

Inkобъявили об открытии офиса в Киеве. Помимо Украины, агентство работает в Дании, России, Чехии, Польше и Венгрии. Украинское представительство открыто с целью расширения охвата рынка и укрепления репутации лидера среди лицензионных агентов Скандинавии и Восточной Европы. Ink уже сделали значительные шаги в России, где стремятся внести вклад в развитие лицензионного рынка. До недавнего времени украинскими сделками Inkуправляли из Москвы. Теперь у команды профессионалов появится возможность сосредоточиться на своем местном рынке.

Это следующий шаг для Inkв деле расширения, которое происходит во всех странах присутствия. В одной только России доходы агентства удваиваются с каждым годом. «Украина для нас – ключевой рынок, поэтому мы очень рады, что открыли здесь офис, – заявил Клаус Томминг, директор Ink. – Мы намереваемся предоставлять подробные знания о рынке на всех наших территориях. Офис в Киеве облегчит запуск новых проектов и продвижение наших брендов на этом быстро растущем и чрезвычайно важном рынке».

Статья подготовлена Кларой Бодин, Plus Licens AB

По материалам Total Licensing