r_arrow

Считается ли реплика контрафактом?

3 апреля 2024 г. 14:50
img

erid: LjN8KDpzQ

Многим потребителям уже привычно видеть на полках магазинов товары, которые представляют собой точную копию того или иного бренда. А раз существует спрос на такую продукцию, то складывается впечатление, будто это нормальное явление. 

В последнее время все чаще поднимаются вопросы, касающиеся подлинности товаров. Возникает резонный вопрос: считается ли реплика контрафактом?

Термин «реплика» обозначает высококачественную копию брендированного товара. При этом данная продукция не имеет оригинальной маркировки и сертификата подлинности. Копии брендов, как правило, имеют меньшую стоимость, что вызывает больший спрос среди покупателей и создает конкуренцию для правообладателя оригинальной марки.

Из этого следует, что реплика по своему определению является контрафактной продукцией. В соответствии с п. 4 ст. 1252 ГК контрафактными считаются материальные носители, нарушающие исключительные права на выраженные в них результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Когда наступает ответственность за нарушение интеллектуальный прав?

Разберем несколько ситуаций:

1. На товаре незаконно размещен логотип известного бренда.

Как правило, юридически зарегистрированный логотип является товарным знаком – средством индивидуализации товара. У данного объекта интеллектуальной собственности есть правообладатель, владеющий исключительным правом на его использование. Иные лица могут использовать товарный знак только при наличии разрешения правообладателя, которое чаще всего зафиксировано в лицензионном договоре или договоре коммерческой концессии.

В случае незаконного размещения товарного знака на продукции наступает ответственность: административная, уголовная или гражданская.

2. На товаре не размещен логотип бренда, но скопирован дизайн.

Уникальность дизайна товара или упаковки также охраняются законом и могут быть оформлены в качестве объекта авторского права либо зарегистрированы в качестве объекта патентного права – промышленного образца. При полном или частичном (отдельных элементов) копировании дизайна нарушитель также будет привлечен к ответственности.

Не стоит забывать, что среди мер, принимаемых правообладателем в отношении продавцов реплик, может быть блокировка сайта, личного кабинета, карточки товара на маркетплейсе или аккаунта социальных сетей, в которых был замечен контрафакт.

Как не допустить продажу товара с незаконным использованием бренда?

Если вы являетесь продавцом, тщательно проверяйте документы дистрибьютора. Они должны подтверждать наличие у производителя прав на использование объектов интеллектуальной собственности, размещенных на продукции, и приобретение дистрибьютором продукции у соответствующего правообладателя. Если дистрибьютор позиционирует себя в качестве эксклюзивного, он также обязан предоставить ритейлеру документальное подтверждение данного факта.

Продавец, закупивший контрафактный товар и не знающий об этом, несет ответственность на общих основаниях.

Яна Долинина,

директор по PR и маркетингу юридической компании «Медиа-НН»

Реклама. ООО «МЕДИА-НН»

ИНН 5261051030

Фото: freepik.com, автор  freepik

Юридическая практика