erid: LjN8K8P29
Хуманизация (от англ. human – «человек») – тренд, который недавно появился на просторах Интернета. Это изображение персонажей мультфильмов, неодушевленных предметов в виде людей. Чаще всего в данном фан-тренде используются известные мультгерои. Например, Бараш из «Смешариков» предстает в виде романтичного и мечтательного мужчины. Иногда для подобных идей подходят и другие неожиданные «персонажи»: социальная сеть «ВКонтакте» предстает в образе молодой девушки в одежде бело-голубого цвета.
Тренд стремительно набирает обороты, и у пользователей возникает вопрос: законно ли вдохновляться известными брендами и изображать их в новом образе?
Хуманизированные герои создаются в результате их отрисовки либо с использованием искусственного интеллекта. И для реализации данной задумки за основу берутся цветовая палитра, характер и стилистика персонажей или предметов, которые предстанут в человеческом образе. Согласно нормам действующего законодательства это процесс переработки исходного произведения, в результате которого появляется новое, производное произведение. Переработка – один из способов использования объектов интеллектуальной собственности, требующий получения предварительного согласия правообладателя исходного произведения. Затрагиваются ли его права – это зависит от степени переработки: если производное произведение переработано до такой степени, что не ассоциируется с исходным, то налицо факт создания нового объекта интеллектуальной собственности и отсутствие какого-либо нарушения.
Сходство хуманизированного персонажа с исходным материалом может быть установлено с помощью сравнения их внешнего вида, имен и других признаков, позволяющих узнать того или иного героя. Порой результат переработки с трудом напоминает исходный персонаж, но чаще всего на подобных изображениях указывается «имя» нового героя, что помогает идентифицировать его. Если есть сходство с исходным произведением, значит, затрагиваются права его владельца, и при отсутствии разрешения правообладателя автор нового изображения может быть привлечен к ответственности (уголовной, административной или гражданской).
Законодательством предусмотрены случаи, когда согласие правообладателя не требуется. К примеру, переработанное произведение используется представителями фан-сообществ в культурных целях без извлечения коммерческой выгоды.
Легализовать использование созданного хуманизированного персонажа, в том числе с целью его коммерциализации, можно путем заключения лицензионного договора с правообладателем исходного произведения.
Как действовать, если подобные изображения создает не художник, а нейросеть?
В законодательстве РФ пока нет четкого обоснования, как регулируются подобные ситуации.
Данный мощный инструмент, способный на воплощение многих интересных идей, дает почву для изменений в правовом регулировании авторского права.
Следует обращать внимание на правила использования получаемых результатов, которые чаще всего указываются разработчиками в пользовательских соглашениях.
В текущее время данный вопрос только начинает рассматриваться юристами и получать их комментарии. Говоря о значении хуманизации персонажей, можно отметить, что рост их популярности может дать новый толчок развитию сюжетов и формированию нового отношения к героям. Новый облик персонажей позволяет лучше понимать их эмоции, чувства и внутренний мир. То же самое можно сказать о переработке неодушевленных предметов, в результате которой через человеческий облик людям доносятся идеи и ценности того или иного бренда. Этот прием – один самых распространенных инструментов продвижения и важная составляющая фан-индустрии.
Яна Долинина,
директор по PR и маркетингу юридической компании «Медиа-НН»
Реклама. ООО «МЕДИА-НН»
ИНН 5261051030
Фото: freepik.com