Творческая деятельность разнообразна, охватывает большое количество направлений, а ее результаты выражены в объектах интеллектуальной собственности. Индустрия красоты не исключение. Для своего продвижения и привлечения новых клиентов специалисты создают портфолио и кейсы, которыми делятся на собственных ресурсах в интернет-пространстве. Зачастую последние становятся местом для кражи идей и плагиата.
Существуют ли авторские права в сфере индустрии красоты и как защитить свой творческий труд?
В результате деятельности визажиста или гримера может быть создан креативный макияж, сценический образ, используемый для видео- и фотосъемок, тематических мероприятий. Такие результаты творческого труда прямо не закреплены в нормах Гражданского кодекса в качестве объектов авторского права. Вместе с тем суды на практике признавали макияж в качестве произведения изобразительного искусства.
Для того, чтобы автор мейкапа мог претендовать на правовую защиту, его творение, выраженное в объективной форме, должно иметь индивидуальный характер (как правило, такой макияж не предназначен для повседневного нанесения), а также выполнять условие новизны и выражаться в объективной форме. При наличии перечисленных признаков его можно отнести к объекту авторского права.
Какие простые способы подтверждения авторства мы рекомендуем использовать визажистам и гримерам, чтобы в последующем подтвердить свое право за результат интеллектуальной собственности?
1. Фиксация внешнего вида творческого труда: фотографирование с последующей отправкой изображения на свой домашний почтовый адрес или на адрес электронной почты. Это поможет зафиксировать дату создания и первого использования. Действовать нужно оперативно.
2. При публикации фотографий с вашей работой в интернете стоит указывать свое настоящее имя.
3. На фотографиях с макияжем или гримом можно использовать водяные знаки с вашим именем или логотипом. Они не подтверждают авторство, но затрудняют неправомерное использование контента другими людьми.
Также автор может прибегнуть к депонированию – отправке изображения с результатом творческого труда в защищенный архив, и затем получить от организации, осуществившей указанные действия, свидетельство с датой их совершения. Но мы советуем использовать этот инструмент только в качестве дополнительного.
Осуществив указанные действия, автору будет проще подтвердить в суде наличие у него прав на объект интеллектуальной собственности, а также на защиту от его неправомерного использования со стороны недобросовестных лиц.
Яна Долинина,
директор по PR и маркетингу юридической компании «Медиа-НН»
Реклама. ООО «МЕДИА-НН»
ИНН 5261051030. ОГРН 1065261029954
Маркер erid: LjN8JuMVQ
Фото: freepik.com