r_arrow

Защита интеллектуальной собственности в сфере кулинарии

11 мая 2023 г. 9:39
img

Говоря об интеллектуальной собственности, мы чаще всего подразумеваем книги, рисунки, музыку, фильмы, товарные знаки. Но в последнее время все больше вопросов по защите интеллектуальной собственности возникает у специалистов из индустрии кулинарии – шеф-поваров и рестораторов, которые хотят избежать рисков в случае незаконного заимствования созданных ими рецептов.

Как защитить свои кулинарные шедевры?

1. Авторское право. Рецепт является способом или методом приготовления блюда, а, следовательно – реализацией идеи, что исключает возможность его оформления в качестве объекта авторского права. Однако охранять рецептуру блюд возможно в текстовом отображении или в виде фотографий. Так, например, создав кулинарную книгу, у вас возникнут авторские права на нее как литературное произведение. Аналогичная ситуация с фотографиями – если вы опубликуете пошаговый рецепт в виде изображений, то их заимствование будет считаться нарушением.

2. Товарный знак. Название блюда можно зарегистрировать в качестве словесного товарного знака, а его внешний вид – в качестве изобразительного или объемного.

Пример словесного товарного знака: Товарный знак № 158482

Пример объемного товарного знака: Товарный знак № 805487

3. Патентование. Еще один вариант регистрации своей интеллектуальной собственности – патентование. Зарегистрировать рецепт можно в качестве изобретения либо промышленного образца.


В соответствии со ст. 1350 ГК РФ в качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области, относящееся к способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств), в связи с чем рецепт может быть зарегистрирован в качестве изобретения по определению.

Какие условия должны выполнятся для предоставления правовой охраны в качестве изобретения:

1. Новизна: зарегистрировать можно рецепт, информация о котором ранее не упоминалась в источниках информации не только в пределах РФ, но и во всем мире.

2. Изобретательский уровень, означающий, что регистрируемый рецепт должен обладать определенным уровнем технического исполнения, иметь уникальной дизайн и не быть очевидным.

3. Промышленная применимость – возможность воспроизведения регистрируемого объекта в тех сферах деятельности, к которым он применим, в данном случае – кулинария.


При наличии указанных условий вы сможете обеспечить правовую охрану способу приготовления различных блюд в качестве изобретения. Если одно из требований отсутствует, то вам откажут в регистрации.

Пример регистрации патента на рецепт в качестве изобретения: №2679833 «Способ приготовления пищевого продукта (пельменей)»

В качестве промышленного образца охраняется решение внешнего вида изделия промышленного производства (Ст.1352 ГК РФ). Из определения следует вывод, что в качестве промышленного образца возможно зарегистрировать внешний вид блюда. Для оформления также необходим ряд критериев: новизна и оригинальность (уникальность идеи и концепции дизайна патентуемого объекта)

Пример регистрации патента на рецепт в качестве изобретения: №109661 «Торт»

Еще один способ обезопасить свой объект интеллектуальной собственности – защитить рецепт в качестве ноу-хау (секрет производства).

Если ваш рецепт обладает принципом новизны и имеет коммерческую ценность вследствие неизвестности третьим лицам, то он может быть признан секретом производства. Одним из таких примеров является секретная рецептура напитков Coca-Cola.

Основные отличия объектов патентного права от ноу-хау – в сроке действия и способе оформления прав. Срок действия исключительных прав на изобретение или промышленный образец составляет строго установленный законом период, в то время как исключительные права на ноу-хау действуют до тех пор, пока информация о рецепте сохраняет конфиденциальность. Объекты патентного права в отличие от ноу-хау подлежат государственной регистрации.

Таким образом, для начала стоит определиться, что именно вы хотели бы защитить (рецепт, внешний вид, название блюда) и в зависимости от этого подбирать подходящий способ защиты.

Яна Долинина,

директор по PR и маркетингу

юридической компании «Медиа-НН»

Реклама. ООО «МЕДИА-НН»

ИНН 5261051030. ОГРН 1065261029954

Фото: freepik.com, автор stockking

Юридическая практика