Регистрируя юридическое лицо, важно помнить, что название компании является объектом интеллектуальной собственности – фирменным наименованием, которое обладает рядом особенностей, выделяющих его среди других объектов интеллектуальной собственности. Права на фирменное наименование возникают только в силу государственной регистрации, однако, в отличие от товарных знаков, ей подлежит не само название, а юридическое лицо и производимые с ним изменения, в том числе смена фирменного наименования. Регистрирующим органом является не Роспатент, а Федеральная налоговая служба. Фирменное наименование включает в себя не только название, но и организационно-правовую форму юридического лица, при этом оно имеет право на одно полное и одно сокращенное фирменное наименование на русском языке и дополнительно – одно полное и одно сокращенное название на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке. Фактически юридическое лицо может владеть несколькими вариациями фирменного наименования.
Рассматривая название компании в качестве объекта интеллектуальной собственности, важно на этапе его выбора не допустить пересечения с иными фирменными наименованиями, а также с другими объектами интеллектуальной собственности. Запрещено использование фирменного наименования, тождественного названию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные компании ведут аналогичную деятельность. При этом налоговые органы, осуществляющие регистрацию юридического лица, не проводят анализ по установлению данного факта, поскольку он не является основанием для отказа в регистрации. Лицо, включившее свое фирменное наименование в государственный реестр юридических лиц раньше остальных, установив в последующем факт регистрации идентичного или сходного названия другой компанией, вправе требовать от нее прекращения использования или изменения наименования. Важное условие удовлетворения требований – оба лица осуществляют аналогичную деятельность. Если юридические лица работают в разных, не пересекающихся сферах, использование схожих фирменных наименований допускается.
Название компании может пересекаться со словесным или комбинированным товарным знаком. В данном случае приоритет также возникает у того лица, которое раньше зарегистрировало свой объект интеллектуальной собственности.
Еще одной важной особенностью фирменного наименования является запрет на его распоряжение. Его нельзя лицензировать или производить отчуждение в пользу иного лица. Права на данный объект прекращаются при ликвидации компании или изменении ее фирменного наименования.
При нарушении исключительных прав на фирменное наименование правообладатель вправе предъявлять нарушителю не только нематериальные требования о прекращении использования названия, но и материальные. Особенность последних заключается в том, что правообладатель может требовать возмещения только тех убытков, которые причинены незаконными действиями. Взыскание компенсации в фиксированных размерах Гражданским кодексом не предусмотрено.
Георгий Давидьян,
исполнительный директор ООО «Медиа-НН»
Реклама. ООО «МЕДИА-НН». Юридический адрес: 603163, г. Нижний Новгород, ул. Арсеньева, д. 3, кв. 125.
ИНН 5261051030. ОГРН 1065261029954
Фото: freepik.com