r_arrow

Упаковка как объект интеллектуальной собственности

4 января 2023 г. 16:32
img

При выборе той или иной продукции покупатели обращают внимание не только на качество и состав товара, но и на его упаковку. Производители стремятся сделать ее яркой – она должна повышать спрос на продукцию. Одним из способов привлечения внимания целевой аудитории к производимым товарам является размещение объектов интеллектуальной собственности на них.

Самый яркий пример – нанесение героев мультфильмов на упаковку детских товаров. Этот способ действительно эффективен, поскольку дети, увидев, к примеру, йогурт с любимыми мультгероями, конечно же отдадут ему предпочтение. Также упаковка может содержать товарный знак, индивидуализирующий производителя товара среди остальных производителей аналогичных товаров, что позволяет покупателю сделать выбор с учетом его отношения к тому или иному товарному знаку как одному из элементов бренда. Это примеры использования объектов интеллектуальной собственности на упаковке. 

Однако и сама она может быть объектом интеллектуальной собственности, если имеет оригинальный дизайн либо уникальную форму. При наличии указанных критериев упаковка как объект интеллектуальной собственности может быть объектом авторского права, зарегистрирована в качестве объекта патентного права либо товарного знака. 

Среди объектов авторского права выделяют произведение дизайна, которым может быть упаковка товара. Как правило, ее создают штатные дизайнеры на производстве или сторонние, в зависимости от чего переход прав оформляется служебным заданием в рамках трудового договора или договором авторского заказа. Исключительное право на дизайн как объект авторского права действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти.

Упаковка может быть зарегистрирована в качестве промышленного образца, поскольку в качестве данной разновидности объектов патентного права охраняется решение внешнего вида изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства. Для регистрации упаковки в качестве промышленного образца необходимо соблюдение принципов оригинальности и новизны. Последний выражается в том, что с даты раскрытия информации об упаковке до даты подачи заявки на регистрацию должно пройти не более 12 месяцев. Срок действия исключительных прав на промышленный образец составляет 5 лет с даты подачи заявки на регистрацию. При этом имеется возможность периодического продления срока действия каждые 5 лет, но в целом не более 25 лет.

Изображение упаковки может быть зарегистрировано также в качестве товарного знака как в двухмерной проекции, так и в объемном виде. Исключительное право на товарный знак действует в течение 10 лет с даты подачи заявки на государственную регистрацию с возможностью продления на 10-летние периоды неограниченное количество раз.

У каждого из рассмотренных объектов интеллектуальной собственности есть особенности, связанные с оформлением, использованием, защитой и прекращением действия, в связи с чем нет универсальных рекомендаций, в качестве какого объекта лучше оформить созданную упаковку товара. При этом следует знать, что нельзя зарегистрировать упаковку в качестве товарного знака, если регистрируемое изображение тождественно промышленному образцу, права на который возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака. Вместе с тем возможно зарегистрировать патент на промышленный образец, тождественный ранее зарегистрированному товарному знаку при условии, если за регистрацией патента обращается владелец тождественного товарного знака. В отношении произведения дизайна как объекта авторского права подобных ограничений с иными тождественными объектами интеллектуальной собственности законодательно не установлено.

Георгий Давидьян,

Исполнительный директор ООО «Медиа-НН»

Реклама. ООО «МЕДИА-НН». Юридический адрес:   603163, г. Нижний Новгород, ул. Арсеньева, д. 3, кв. 125. 

ИНН 5261051030. ОГРН 1065261029954

Фото: pexels.com, автор Nothing Ahead

Юридическая практика