Тема пиратства и возможность его появления обсуждались участниками одной из прямых эфиров «Вестника» еще в мае, и тогда высказывались разные мнения, строились прогнозы о развитии нелегального видеобизнеса в России. По прошествии нескольких месяцев стало очевидно, что киноиндустрию эта участь не миновала – кинотеатры ведут трансляцию краденого контента. У этой ситуации, помимо юридического аспекта, есть еще и технический, ведь фильмы каким-то образом «добывают», переводят и потом транслируют на широком экране. Как подобное происходит? Об этом 21 июля в прямом эфире «Вестника» рассказал Александр Хамикоев, разработчик технологий создания премиального видеоконтента.
Обращение к пиратству было неизбежно: лишившись голливудских фильмов, российские прокатчики поначалу переключились на отечественные и европейские кинокартины, а затем и вовсе отчаялись. В этой ситуации нелегальный показ, казалось, мог спасти их. Однако современные реалии свидетельствуют о другом.
Происходит весьма странная история. Подавляющее большинство российских кинотеатров, рассказал Александр Хамикоев, работает с устаревшими 2К-киносерверами и 2К-проекторами, функционирующими в связке. Европейские и американские коллеги, в свою очередь, переходят на другие современные форматы, оснащенные новейшей аппаратной защитой контента. Понятно, что поставить сейчас такое оборудование, способное привлечь аудиторию к фильмам, российские кинотеатры не в состоянии из-за отсутствия финансовых возможностей. И, еще не оправившиеся от последствий пандемии, они вынуждены выживать. Пока что единственным способом, позволяющим избежать краха индустрии, стало пиратство.
Методы работы его представителей, по сравнению с 1990-ми годами, изменились – стали более технологичными. Пиратские версии новых фильмов не отличить от оригиналов: они такие же качественные и… уже дублированные (тридцать лет назад подобное было за гранью фантастики). На экраны российских кинотеатров они попадают из стран СНГ (в «первозданном» виде), где проходят легальные показы. «Пираты наладили запись фильма с киносервера, – делится Александр Хамикоев. – Если им удается перехватить защищенный сигнал, который идет с киносервера, на выходе из устройства, это означает, что любой фильм, выходящий в прокат, может быть записан и предложен кинотеатрам без контроля воспроизведения. Пираты взламывают защиту зашифрованного файла, подключают устройство, дублирующее экран и записывающее видео». И это еще не все! Они ставят защиту на свои файлы – создают ключи шифрования, и затем предлагают фильмы для проката кинотеатрам. По сути, создают аналог американской системы. Эксперт считает, что сложившаяся тенденция имеет шансы на существование, потому что предпосылок для ее изменения пока нет. Самое опасное в данной ситуации, по мнению Александра, то, что «тема пиратства находится в области непубличных разговоров».
Руководству кинотеатров ничего не остается, как принять сложившиеся обстоятельства и надеться на то, что нелегальные показы – временное явление. Сейчас, отмечает спикер, «кинотеатры не смогут обойтись без пиратства». Однако на данную ситуацию можно посмотреть и под другим углом. Так, например, руководитель «Диснея» считает пиратов пропагандистами идей компании, позволяющими добиться лояльности аудитории. Он считает, что зрители, посмотрев дома пиратский контент, на просмотр следующей серии отправятся в кинотеатры.
Правда, в нашей стране это проблематично, потому что показываемые на широких экранах пиратские фильмы не анонсируются и не рекламируются. Той самой аудитории, лояльность которой надо «заслужить», нет. Александр считает, что проблема возникает отчасти и потому, что у нынешней молодежи нет традиции ходить на премьерные показы в кинотеатры, в отличие от старшего поколения. Они смотрят видеоконтент дома (причем в лучшем качестве!), пользуясь компьютером или смартфоном. Для привлечения молодой аудитории кинотеатрам стоит, по мнению спикера, внедрить в отечественных кинотеатрах систему 4К, которая активно используется в социальных сетях, на смартфонах и телевизорах. Но это пока невозможно. Вот такой замкнутый круг. «Сложившаяся ситуация стимулирует искать выход из нее. Это время серьезных, интересных решений. Надо изучать молодую аудиторию. И надо подстраиваться под нее», – считает Александр Хамикоев.
В ситуации постепенного угасания кинотеатров происходит и переориентирование зрительской аудитории, у которой формируется привычка пользоваться иными ресурсами: например, онлайн-кинотеатрами наподобие «Кинопоиска» и YouTube. Фокус постепенно смещается от офлайн-показов в сторону Интернета. И онлайн-площадки становятся достойной альтернативой. Причем, как отмечает Александр, качество выкладываемых в Интернете фильмов ничем не уступает кинокартинам, показываемым на широких экранах, даже превосходит его. И развитие онлайн-киноиндустрии сейчас находится в состоянии ожидания скачка. «Что мешает, – отмечает Александр Хамикоев, – сделать зашифрованную, то есть защищенную версию, в определенном облачном сервисе, и эту версию давать онлайн-кинотеатрам? Таким образом можно провести премьеру на всех онлайн-площадках и контролировать каждый просмотр». Чем не альтернатива? Ведь, по мнению эксперта, сложившаяся в России технологическая и дистрибуционная система вряд ли выживет. Однако он оптимистично относится к ее будущей трансформации, потому что современные специалисты способны решить возникшие проблемы. Главное – заниматься ими на уровне государства, не пуская на самотек.
Дания Насрутдинова,
«Вестник лицензионного рынка»
Фото: flickr.com, автор jerry0984