В последние недели в Роспатент подано несколько десятков заявок с попыткой регистрации известных международных брендов — от Dior до Visa. Юристы убеждены, что компаниям и лицам, пытающимся оформить на себя марки, это не удастся
С середины марта 2022 года в реестре Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) появились заявки на регистрацию известных международных брендов от российского бизнеса и индивидуальных предпринимателей. РБК обнаружил более 50 таких обращений.
Среди марок, на которые претендуют российские предприниматели, — бренды платежных систем Mastercard и American Express, автомобилей Audi и Mercedes-Benz, фешен- и бьюти-брендов, например Levi's и Christian Dior, а также Shiseido и Clarins и десятки других.
Ранее производители этих брендов частично или полностью приостановили работу или инвестиции на российском рынке. Так, к примеру, в начале марта из-за специальной операции на Украине временно свернули свою деятельность международные платежные системы Mastercard, Visa, American Express. Позднее немецкий автоконцерн Volkswagen (марки Volkswagen, Skoda, Audi и др.) приостановил поставки российским дилерам, а Mercedes-Benz не поставляет и на неопределенный срок остановил российское производство автомобилей. Levi Strauss & Co на время остановила коммерческие операции и инвестиции на отечественном рынке. Французский косметический гигант L'Oreal Group закрыл собственную розницу, а японская Shiseido Group в целом приостановила поставки продукции в Россию.
Большая часть заявок соответствует названиям оригинальных брендов, но есть случаи переработки торговой марки или копирования фирменного стиля. Например, подано заявление на регистрацию бренда Nezpresso по нескольким классам системы международной классификации товаров (МКТУ), в том числе 07 и 11 (включают кофемолки, кофеварки и капсулы для кофе). В отличие от бренда Nespresso (принадлежит Nestle) в торговой марке S заменена на Z, и она же по аналогии вынесена в визуальный элемент логотипа. Российские предприниматели также пытаются зарегистрировать марки «Идея» и «Идея Мебельная Фабрика», используя визуально схожую стилистику и цветовые решения логотипа шведского мебельного гиганта IKEA.
Кто и зачем пытается получить известные бренды
Большая часть обнаруженных корреспондентами РБК заявок (37 штук) на регистрацию популярных иностранных торговых марок подали косметическая компания «Смарт Бьюти» и фармацевтическая компания «Биотекфарм-М», следует из данных СПАРК. В обеих фирмах акционерами выступают Вадим Рябченко и Александр Герштейн. Несколько торговых знаков Рябченко регистрирует в качестве индивидуального предпринимателя.
Как рассказал РБК Александр Герштейн, на регистрацию известных товарных знаков международных компаний их с Рябченко вдохновил пример предпринимательницы из Москвы Екатерины Петруниной: она подала заявку на регистрацию бренда «Макдональдс».
«Кто нам мешает, если они уходят из страны? Это их выбор», — объяснил Герштейн. Они с Рябченко видят несколько возможностей использования брендов, если те все же будут зарегистрированы на их структуры.
В случае регистрации какого-то из крупных косметических брендов, например L'Oreal Paris, партнеры планируют под брендом развивать собственную компанию или производство товаров под марками, такими как Durex.
«Если мы ноунейм-презервативы сделаем, вы в жизни не поймете разницу, потому что они изготавливаются из одного сырья, по тем же технологиям. И Durex выигрывает у нашего партнера просто потому, что это Durex. Ну я подумал, что нужно делать Durex на заводе нашего партнера», — приводит пример собеседник РБК.
В других случаях они готовы выдавать разрешения на использование товарного знака оригинальным владельцам, если те возобновят свою деятельность в России, либо продать бренд любым другим желающим коммерсантам, а также готовы передать марки государству в случае «национализации заводов иностранных компаний». Рябченко и Герштейн также подали заявки на регистрацию торговых знаков Facebook и Instagram (деятельность этих соцсетей признана экстремистской в России и запрещена, экстремистской организацией в России также признан и их владелец — Meta Platforms Inc.). Герштейн рассказал, что они не обсуждали это с юристами.
На регистрацию Mastercard, American Express и Audi подала заявки автономная некоммерческая организация «Агентство поддержки рынка интеллектуальной собственности» (АПРИС). Бренд Audi организация хочет зарегистрировать по классу 3 (товары парфюмерии и средства для уборки). А заявки на регистрацию Mastercard и American Express поданы по классу 9, что включает научные и исследовательские аппараты и инструменты.
На сайте организации указано, что АНО «АПРИС» ведет деятельность, направленную на повышение грамотности социальных предпринимателей и студентов в области регистрации и защиты интеллектуальной собственности. Президент АНО Адель Рустамов возглавляет комитет по интеллектуальной собственности Торгово-промышленной палаты Татарстана. На момент публикации АНО и Рустамов не ответили на запрос РБК о цели регистрации товарных знаков.
Гендиректор студии дизайна и ремонта «Люксорта» Константин Куккоев подал заявку в Роспатент на регистрацию бренда «ИДЕЯ» в цветовом решении, схожем с маркой IKEA. По его словам, многие студии дизайна, проекты которых были «завязаны» на поставках мебели из IKEA, значительно пострадали из-за решения шведского гиганта приостановить свои операции в России, в том числе компания самого Куккоева. «Еще в прошлом году мы разработали около 74 интерьеров под мебель IKEA. Какие-то из них до сих пор в процессе реализации, какие-то только предстояло начать», — отмечает он. В случае одобрения заявки на регистрацию Куккоев планирует развивать под брендом «ИДЕЯ» собственное производство, начнет с продаж корпусной мебели. «Мне сейчас уже в любом случае написало много бывших поставщиков IKEA, рекламодателей и тех, кто занимается перевозками. Поэтому я не вижу причин, почему это может не получиться», — объясняет гендиректор «Люксорта».
РБК обратился за комментариями к официальным представителям брендов: American Express, Masterсard, Nespresso, IKEA, P&G, Unilever, Reckitt Benckiser, L'Oreal, Ebay, PepsiCo, Beiersdorf Global, Hugo Boss, Mary Kay, Amazon, Apple, Estee Lauder Companies, Shiseido, Christian Dior, Coca-Cola, Adidas Group, Nike, Meta (признана экстремистской организацией и запрещена в России), Starbucks, Levi's, «Макдоналдс», Borjomi. В российском представительстве модного дома Chanel отказались от комментариев.
Есть ли шансы получить бренды
Юристы, специализирующиеся на патентном праве, убеждены, что с высокой долей вероятности шансов на регистрацию этих брендов у российского бизнеса нет. Как подчеркивает управляющий партнер компании «Зуйков и партнеры» Сергей Зуйков, зарегистрировать сходный знак при наличии уже зарегистрированного невозможно.
Так, основанием для отказа может стать авторское право или критерий «сходства до степени смешения», соглашается патентный поверенный по товарным знакам Анастасия Спильник.
Для попытки же аннулирования регистрации товарного знака в связи с неиспользованием должно пройти три года.
«Тот факт, что какие-то компании приостановили свою деятельность в России, не означает, что они прекратили свое существование и что в отношении принадлежащих им товарных знаков более не осуществляется правовая охрана», — говорит управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин.
Правовой охраны эти бренды не лишатся и в случае ликвидации российских «дочек» международных компаний. Кроме того, когда патенты, выданные в отношении этих товарных знаков в России, прекратят свое действие по решению правообладателя или просто по истечении сроков их действия, почти наверняка будут иметь значение правоустанавливающие документы, выданные регистрирующими органами других стран, признаваемые на территории РФ в силу действия международных соглашений в сфере охраны интеллектуальной собственности, допускает Федюкин.
Советник по правовым вопросам юридической группы «Совет» Владислав Журавлев напоминает, что в России действует международная Мадридская система регистрации товарных знаков — владельцы товарных знаков получают возможность охраны принадлежащих им брендов в нескольких странах — членах Мадридского союза. «Кроме того, есть еще соглашение ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, документ регулирует базовые стандарты по охране интеллектуальной собственности», — говорит Журавлев.
«Шансы [на регистрацию] могли бы быть в единственном случае: если правительство примет постановление аннулировать всю интеллектуальную собственность недружественных стран, — указывает Зуйков. — Предположить, что такое произойдет, это из серии фантастики».
Пишет РБК
Фото: pixabay, автор Couleur