r_arrow

Наталья Иванова-Достоевская: «За последние десять лет уровень анимации и российский рынок сильно выросли»

13 августа 2021 г. 10:52
img

Заместитель генерального продюсера по развитию анимационного бизнеса Red Carpet Studio Наталья Иванова-Достоевская рассказала в интервью про региональные фестивали, современную анимацию и флагманские проекты.

- Вы пришли в Red Carpet Studio из «СТС Медиа» два года назад. Что удалось сделать за это время?

Два года назад анимационный департамент Red Carpet Studio был запущен с нуля. В производстве сейчас уже три сериала, а в разработке еще один сериал и полнометражный фильм, в различных анимационных техниках: 2D, 3D, куклы. Мы активно развиваем дистрибьюцию и успешно осваиваем анимационный рынок. Мультсериалы «Космический Доктор Кот» и «Рогач и Моргач» транслируются, помимо РФ, в других странах мира.

- На днях закончился Animation Almetfest Karakuz в Альметьевске (Республика Татарстан), где компания организовала учебный кампус для детей. Как проходила подготовка к фестивалю?

- Red Carpet Studio стала официальным партнером фестиваля, организаторами которого являлись благотворительный фонд «Татнефть», Школа анимации «А1002» и Ассоциация детского и молодежного кино. Фестиваль анимации был направлен на популяризацию семейных ценностей, творчества и досуга в Альметьевске. Основная задача мероприятия - развитие творческого потенциала участников, формирование культуры межнационального общения и объединение культур.

Red Carpet Studio подготовила мастер-классы для детей и подростков разного возраста. В течение двух дней дети обучались основам скетчинга, создавали свои первые фильмы, тренировались в актерском мастерстве и опробовали технику стоп-моушн анимации. Преподавателями стали Георгий Подшибякин - концепт-художник анимационных сериалов и игр в форматах 2D и 3D, опытный преподаватель цифрового скульптинга и графики, и актер, режиссер, сценарист и продюсер Байбулат Батуллин, выходец из Казани, участник КВН, автор юмористического интернет-шоу на татарском языке «Фэрхэтхэм Фэрхэд». Кроме того, Red Carpet Studio организовала показ анимационных сериалов «Космический Доктор Кот» и «Рогач и Моргач» для всех посетителей фестиваля в главном кинотеатре.

- Что из фестиваля в Альметьевске вам хотелось бы выделить?

- Мы рады были выступить партнерами кинофорума и принять участие в таком масштабном городском мероприятии. Almetfest Karakuz стал настоящим праздником для жителей Альметьевска и одновременно площадкой для эффективного обмена и коммуникации, развития и продвижения современного искусства, культуры и творчества через проведение различных мастер-классов, интерактивных программ и показов анимационных лент. Фестиваль сделал большой шаг в развитии и расширении сотрудничества в сфере культуры и искусства Республики Татарстан. Хотелось бы отметить большой интерес местных жителей и гостей города к мероприятию, их вовлеченность и желание открывать и постигать новое. Дети и взрослые активно принимали участие в мастер-классах, показах мультфильмов и развлечениях, стараясь успеть посетить все площадки киносмотра.

- Региональные фестивали - это новый тренд? Насколько организация региональных киномероприятий отличается от столичных или зарубежных?

- Работа с регионами - один из наших приоритетов, не только с точки зрения продвижения брендов, но и в части организации образовательных мероприятий. Некоторые мероприятия в последнее время, к сожалению, отменяются и переносятся из-за пандемии, но работа с регионами продолжается. В данный момент обсуждается план создания полноценной анимационной студии в одном из регионов России.

- Как бы вы в целом оценили современную российскую анимацию?

- Из открытых источников сообщается, что объем российского рынка анимации, по данным на 2019 год, составлял порядка 13 млрд рублей, и в 2020 году он остался примерно на том же уровне, что немаловажно с учетом пандемии.

Со стороны бизнеса к анимации проявляется большой интерес, однако этот интерес, к сожалению, разбивается о скорость возврата инвестиций, объем которых для производства и продвижения анимационных продуктов должен быть очень существенным. Стоимость одного сезона 2D-сериала, состоящего из 26 серий длительностью по пять-шесть минут, не менее 70 млн рублей, и это без затрат на дубляж, маркетинг и административное управление. А для построения продаж необходимо иметь как минимум 52 серии. Возврат инвестиций в анимации занимает от трех до пяти лет - при самом позитивном сценарии развития бренда.
Со стороны производства - это вечный кадровый голод и недостаточная квалификация специалистов. Конкуренция на рынке анимации высокая, производителям анимации приходится соперничать не только с западными мейджорами, такими как Disney и Nickelodeon, но и с различными видами развлечений в целом. Борьба за внимание аудитории происходит в каждом из медиаканалов. Развитие коротких видео и обилие любительского и блогерского контента только осложняют и без того тернистый путь к вниманию зрителя.

Но важно отметить, что за последние десять лет уровень анимации и рынок в целом в России вырос значительно. Сегодня крупные западные компании отмечают высокое качество российской анимации. В экспорте отечественная анимация тоже делает успехи, обгоняя даже большой кинематограф. На контентных рынках российские проекты все чаще привлекают внимание крупных дистрибьюторов и закупщиков. При этом количество людей в командах, работающих над анимационными проектами, значительно меньше, чем на Западе, а требования по скорости производства выше. Закупщики контента хотят получить как можно больше серий для эфира, между тем производство одной серии занимает минимум четыре месяца. Но еще до выхода «на поток» только период создания пилотной серии длится от девяти месяцев и больше.

- Чем, на ваш взгляд, российская анимация привлекает - или может привлекать - зарубежного зрителя?

- С одной стороны, анимация может быть универсальным языком коммуникации со зрителем, с другой, на локализацию контента и консультации с экспертами отводится существенная часть времени и бюджета. Культурные различия зачастую имеют большое значение для успеха анимационного проекта в других странах. Все проекты создаются совместно с международными специалистами на двух языках - русском и английском, поэтому будут понятны как нашему, так и зарубежному зрителю.

Так, например, над анимационным сериалом «Пугашки» работает международная команда, в которой собраны лучшие профессионалы из России, Канады и США. Среди них номинант премий «Эмми» и BAFTA с 25-летним успешным опытом в кино и телевизионной индустрии - Джеймс Бекшелл, автор сценария таких сериалов, как «Щенячий патруль», «Макс и Руби», «Крутые гонки» и другие. Также к производству был привлечен талантливый, поистине выдающийся режиссер Фредерик Будольф-Ларсен (Tag Film) - профессионал с более чем 25-летним опытом работы в визуальных медиа. Фредерик был режиссером 20 эпизодов сериалов «Звездные войны: Приключения изобретателей», «Звездные войны: Все звезды», «Ниндзяго: Мастера Кружитцу» и нового шоу Playmobil. Режиссер-аниматор Сергей Гордеев - ученик легендарной студии «Пилот», Алена Оятьева - креативный продюсер, за её плечами такие работы, как «Оранжевая корова», «Новое Простоквашино», «Валера» и многие другие. В команде проекта работает более 30 человек на данный момент. А идею сериала «Космический Доктор Кот» помогал воплотить один из величайших голливудских анимационных сценаристов Jack Enyart, у которого я имела честь учиться.

- Как пандемия повлияла на компанию, ее проекты и ваш взгляд на индустрию?

- Несмотря на то что мы не останавливались, поддерживали рабочий онлайн-режим даже во время изоляции, отставание от запланированных целей составляет примерно девять-десять месяцев, что пагубно сказывается на продажах и возврате инвестиций. Удаленный формат работы и онлайн-менеджмент сложно совместимы с творческими процессами, особенно на этапах девелопмента и препродакшена. Трудоемкий процесс поддержания виртуального офиса - это и затраты на дополнительные онлайн-инструменты менеджмента, и увеличение времени на коммуникацию и согласования.

Многим из нас было сложно оборудовать полноценное рабочее место дома и договориться с семьей о правилах существования в новых условиях. От нововведений в привычном укладе жизни остро встал вопрос выгорания специалистов или непонимания между коллегами. У менеджмента Red Carpet Studio появляется дополнительная функция поддержания и регулирования незапланированных задач.

- Многие ваши коллеги заключили контракты на создание эксклюзивного контента для различных платформ. Есть ли у вас планы сотрудничества с этим быстро развивающимся сегментом киноиндустрии?

- Да, стриминговые ресурсы по всему миру с большим удовольствием покупают контент Red Carpet Studio. Анимационные сериалы «Рогач и Моргач» и «Космический Доктор Кот» стали доступны на платформах крупнейших трансконтинентальных онлайн-кинотеатров за последний год. Известные дистрибьюторские компании Janson Media (США) и Joy Media Beijing (Китай) приобрели лицензионные права на первый и второй сезоны наших анимационных сериалов. «Космический Доктор Кот» транслируется на одной из крупнейших цифровых площадок - Amazon. География показов достаточно широкая: сериалы смотрят в таких странах, как США, Великобритания, Канада, Китай и другие. В России мультсериал доступен на платформе лидирующего онлайн-кинотеатра IVI. Кроме того, в августе 2020 года Red Carpet Studio запустила свою собственную стриминговую платформу Chill, на которой выложены все сериалы студии.

- У Red Carpet Studio множество различных наград. Какие проекты принесли большинство из них?

- Действительно, у компании много достижений по разным направлениям бизнеса, но так как я отвечаю за анимационный департамент, то скажу о наградах, которыми были удостоены анимационные проекты. Компания Red Carpet Studio стала лауреатом XI Национальной премии в сфере товаров и услуг для детей «Золотой медвежонок». Студия представила авторитетному жюри анимационный сериал собственного производства «Космический Доктор Кот», который был высоко оценен экспертами и номинирован сразу в двух категориях - «Лидеры отрасли» и «Продукция года». По итогам конкурса Red Carpet Studio вошла в тройку лидеров в категории «Социальный маркетинговый проект года», что является огромным достижением для столь молодого проекта.

За последний год мы запустили программу поддержки детей с различными заболеваниями и инвалидностью, проводим обучение, показы мультфильмов и развлекательные мероприятия. Мы произвели специализированный дубляж для слабослышащих и слабовидящих детей.

- Какие проекты вы бы назвали флагманскими и почему?

- Департамент стартовал с разработки анимационного сериала «Пугашки», пилот которого мы выпустим этой осенью. История основана на серии книг «Невероятные приключения Пугашек», автор которой - сам генеральный продюсер Red Carpet Studio Антон Калинкин. Также это сериал «Космический Доктор Кот», который изначально создавался для показа на платформе YouTube, но получил широкую дистрибьюцию и развивается уже как полноценный анимационный проект. В данный момент в производстве находятся сразу два новых сезона сериала.

Пишет журнал "Кинобизнес сегодня"

Анимационный Сериальный
мальчики/девочки
2 - 4
Интервью и аналитика