В 2020 году одним из ключевых направлений деятельности сетевых FMCG-ретейлеров стал фокус на развитие онлайн-канала продаж. Динамичный рост e-grocery наблюдается уже несколько лет. Игроки рынка активно развивают собственные интернет-магазины, сотрудничают с сервисами доставки продуктов и маркетплейсами. Так, на фоне в целом стагнирующей продовольственной розницы, оборот которой в 2019 году показал рост менее чем на 2%, интернет-продажи продуктов питания, по данным «РБК Исследований рынков», увеличились почти на четверть, с ₽61,6 млрд до ₽76,1 млрд. События 2020 года, связанные с коронавирусом и режимом принудительной самоизоляции, стали дополнительным драйвером для развития сегмента. Данная ситуация подтолкнула игроков к более активным шагам. В частности, собственный интернет-магазин запустила сеть «Лента», сервис экспресс-доставки появился у «Пятерочки», «Перекрестка», «Дикси». В свою очередь, «Магнит» в конце лета объявил о начале сотрудничества с Delivery Club. Предполагается, что к концу года экспресс-доставка из магазинов сети будет доступна во всех районах Москвы и Санкт-Петербурга, а также еще в 15 крупнейших городах России. Ранее партнерами Delivery Club в сфере доставки продуктов стали сети «Верный» и «Вкусвилл», а также сервисы «Самокат» и «Быстроном».
События в стране стали толчком для формирования новых моделей потребления и расширения аудитории интернет-покупателей продуктов питания. Естественный рост интереса к e-grocery в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах был усилен введенными ограничениями. Покупка продуктов онлайн из разового развлечения начала становиться привычным и удобным действием. Этому способствуют как появление нового потребительского опыта у все большего числа россиян, так и ускорение развития инфраструктуры ретейлерами – внедрения моделей dark store, Click&Collect, новых партнерских сотрудничеств, улучшения сервиса, сокращения времени доставки.
Расширение зоны доставки – один из приоритетов развития онлайн-канала FMCG-ретейлерами, позволяющий увеличить потенциальную аудиторию сервиса. Так, Perekrestok.ru в июне 2020 года вышел в Нижний Новгород, для обслуживания которого компания запустила пятый dark store. В июле сервис доставки из «Перекрестка» стал доступен еще в пяти новых городах – в Твери, Туле, Рязани, Владимире и Великом Новгороде, а также расширил территорию покрытия в Московской и Ленинградской областях. По оценкам компании, такое увеличение зоны действия услуги обеспечит рост ее потенциальной ежемесячной аудитории на 3%. В это же время сеть «Лента» внедрила сервис Click&Collect, позволяющий заказывать товары онлайн и самостоятельно забирать в магазине сети. К концу лета зона действия услуги включала 14 российских городов, в число которых вошли Екатеринбург, Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Ульяновск. В планах компании дальнейшее расширение географии онлайн-сервисов, модернизация сайта, внедрение новых услуг для покупателей. Зону покрытия услуги Click&Collect активно расширяет сеть METRO, в планах которой к концу 2020 года сделать самовывоз доступным во всех торговых центрах сети.
Во втором квартале 2020 года FMCG-ретейлеры отмечали взрывной рост интернет-канала. При этом фиксировалось увеличение не только числа заказов, но и среднего чека. Например, в сервисе доставки iGooods отмечали рост показателя на 25%, до ₽4,6 тыс. По данным «Вкусвилл»,
онлайн-продажи компании выросли в 30 раз за несколько месяцев карантина. По оценкам сети, только за май стали заказывать доставку около 60 тыс. семей, которые раньше не знали о ретейлере. При этом число заказов увеличилось с 1 тыс. до 7 тыс. в день. Кроме того, в компании отмечают, что не увидели падения онлайн-продаж после снятия карантина, что говорит об изменении модели поведения потребителей. Вместо походов в магазин 3-4 раза в неделю клиенты стали чаще заказывать доставку и меньше посещать физические точки продаж.
На фоне пандемии усилилась значимость перехода спроса из офлайна в онлайн в качестве драйвера роста рынка. В интервью «РБК Исследованиям рынков» Георгий Михайлов, заместитель президента «Азбуки Вкуса», отметил, что «сегодня покупатели, которые ранее не пользовались продуктовыми онлайн-сервисами по разным причинам, вынуждены это делать, поэтому, безусловно, это не может не повлиять на долю онлайна в общем объеме продаж». В связи с этим в компании планируют пересмотреть онлайн составляющую бизнеса, в том числе с точки зрения взаимодействия с покупателем.
Несмотря на высокие темпы роста, онлайн-продажи продуктов питания по итогам прошлого года заняли только 2,6% в структуре рынка интернет-торговли и 0,5% от оборота продовольственной розницы, согласно оценкам «РБК Исследований рынков». В Москве данный рынок более развит. Доля онлайн-продаж продуктов питания в столице составила в 2019 году 1,5% от всей продовольственной розницы. При этом на Москву приходится больше половины оборота данного сегмента e-commerce – 52%. Санкт-Петербург и другие города-миллионники в совокупности занимают менее 30% в структуре рынка онлайн-продаж продуктов питания. Вполне вероятно, что по итогам текущего года за счет активного развития всех участников рынка цифры будут более внушительными. Продукты питания оцениваются как одна из самых быстрорастущих категорий российского e-commerce. Развитие онлайн-направления и омниканальности в качестве стратегических задач ставят себе многие крупные сетевые игроки FMCG-рынка. Онлайн-канал может стать новой точкой роста для продовольственной розницы и компенсировать потери компаний в офлайне. Несмотря на то, что интернет пока занимает небольшую долю в объеме продаж сегмента, значимость направления будет усиливаться по мере более глубокого проникновения в повседневную жизнь россиян.
По информации РБК Исследования рынков