Почти четверть российского рынка игрушек приходится на поддельные товары, свидетельствуют данные исследования компании BrandMonitor (есть у РБК).
Компания сделала такие выводы на основе онлайн-опроса, в котором участвовали 1 тыс. человек. Выборку составили россияне в возрасте 18–55 лет, проживающие в городах с населением 100 тыс. человек. Данные BrandMonitor собирал в марте 2020 года.
В компании выявили, что за прошлый год оборот контрафактных детских игрушек в России достиг 29 млрд руб., тогда как для легальных товаров он составляет 100 млрд руб. Согласно исследованию BrandMonitor, часто подделывают игрушечное оружие и куклы. Так, среди всех продающихся игровых и коллекционных фигурок доля поддельных — 39%, среди игрушечных роботов подделки составляют 35%, среди детских кукол — 30%, игрушечного оружия — тоже 30%. Реже всего подделки встречаются среди развивающих (17%), мягких (18%) и музыкальных игрушек (19%).
Большинство подобных игрушек (86%) реализуют через магазины для детей и рынки. Оставшиеся 14% подделок продают в интернете, их оборот достигает 4 млрд руб. Три четверти этой суммы, 3 млрд руб., приходится на продажи в российских интернет-магазинах, а оставшиеся 1 млрд руб. — на реализацию подделок через соцсети, виртуальные доски объявлений и зарубежные онлайн-платформы.
По данным BrandMonitor, за прошедший год те или иные игрушки покупали 56% россиян. Больше половины опрошенных (52%) заявили, что приобретали развивающие игрушки. Эту категорию товаров для детей подделывают реже всего. Согласно исследованию, доля поддельных развивающих игрушек составляет всего 17%.
Опрошенные «Коммерсантом» производители игрушек утверждают, что такого роста подделок в сегменте детских игрушек не наблюдалось последние три года. Собеседники газеты связывают это со снижением доходов россиян, которые предпочитают экономить на этих товарах. Согласно исследованию BrandMonitor, если оригинальная кукла в среднем стоит 1,2 тыс. руб, то поддельная — 500 руб. Набор железной дороги в среднем обойдется в 2 тыс. руб, тогда как контрафактная продукция будет стоить 800 руб. Стоимость поддельного робота составит 600 руб., а оригинальный обойдется в два раза дороже.
РБК обратился за комментарием в BrandMonitor с просьбой пояснить, какие вопросы задавались в ходе исследования. Руководитель отдела исследований BrandMonitor Юрий Войнилов сообщил: «В исследовании используются несколько источников информации: онлайн- и офлайн-мониторинг торговых точек, контрольные закупки, а также данные опроса. Последний позволяет получить информацию о потребительском поведении россиян (количество покупателей, частота покупок) и собрать информацию по совершенным покупкам в категории игрушек (вид игрушки, стоимость, место покупки и т.д.). На основании всех этих данных и проводится расчет объема рынка».
В ответ на вопрос о том, каким образом вычисляется процент контрафакта на рынке детских игрушек, в компании заявили, что детали исследования раскрыть не могут. «Мы развиваем собственную методологию и детали не передаем. В целом в работе опираемся на несколько источников данных, опрос — только один из них», — отметил Войнилов.
В 2018 году около 60% участников практической части опроса BrandMonitor не смогли отличить поддельные игрушки от настоящих.
Сообщает РБК