r_arrow

Роман Федотов: Почему Лунтик стал брендом, а богатыри - нет?

2 июля 2012 г. 4:00
img

Блог Романа Федотова

Мультфильмы о русских богатырях – Илье Муромце, Алеше Поповиче и Добрыне Никитиче – очень популярны. Они дали достойный ответ голливудской продукции, доказав, что отечественная мультипликация способна работать в «большом» формате. Однако персонажи богатырей не стали лицензионными брендами.

Почему столь популярная тема и персонажи не получили серьезного коммерческого продолжения в виде лицензирования детских товаров? Попробуем сначала разобраться с другими отечественными брендами, которые не только завоевали симпатии маленьких зрителей, но и добились коммерческого успеха.

Один из самых известных детских персонажей – Лунтик. С одной стороны его успех обеспечен мощной телевизионной поддержкой – мультфильм несколько лет шел в передаче «Спокойной ночи, малыши». Но самое главное, что это история про жучков-паучков, которые живут под ногами, в траве.


Дети в отличие от взрослых, очень интересуются миром насекомых. Это первое, что доступно им для самостоятельного исследования. Поэтому дети так любят ловить муравьев, жуков и бабочек. Взрослые уже забыли об этом, мир насекомых для них неразличим. Они забыли, что жук в коробке – это настоящее богатство для мальчишки.


Возясь с жуками и муравьями, дети поневоле постигают, что это некий отдельный мир, со своими связями и взаимоотношениями. Поэтому художественные образы мира насекомых легко находят отклик в душе ребенка. Отсюда так популярны мультфильмы про пчелок, бабочек, мурашей и прочую мелкую живность. Это целое отдельное направление в детской мультипликации.

Мультфильм о Лунтике очень удачно отобразил естественную расположенность ребенка к исследованию мира насекомых, создав из разных насекомых персонажи, объединенные образом Лунтика. В сочетании с долгим показом по ТВ этот фактор и обеспечил Лунтику успех.


«Машу и Медведь» показывали в передаче «Спокойной ночи, малыши», кажется, всего один раз. Но здесь есть отличный микс хорошего юмора и хорошей графики. В мультике моделируются трогательные отношения ребенка и взрослого, при этом взрослый защищает, а ребенок хулиганит и своевольничает, но тоже с любовью ко взрослому.


Эта модель отношений очень симпатична детям, поэтому они легко примеряют ее на себя. Кроме того, история представлена традиционными русскими образами, что добавляет ей шарма (впрочем, скорее, уже в восприятии родителей). 

Самый успешный на сегодня проект – «Смешарики». В смешных мультяшных образах смоделированы взрослые отношения. Адаптация взрослого мира для детей – тоже очень популярная и понятная для детского сознания тема. Кроме того, безусловно, «Смешарики» очень хорошо сделаны, они динамичные, яркие.

Все эти проекты стали успешными брендами, потому что создают привлекательный и интересный мир, в котором ребенок хотел бы быть участником или исследователем. В случае с богатырями, увы, эта закономерность не работает.

По своему художественному образу богатыри – супергерои. По идее, благодатная почва для создания бренда.


Для мальчика важно ассоциировать себя с персонажем, обладающим какими-то волшебными, необычными способностями, побеждающим врага, зло, несправедливость. Поэтому продукция, брендированная Бэтменом или Человеком-Пауком, пользуется большим спросом.


Богатыри – прикольные, но на них не хочется быть похожими. Над ними можно смеяться, но не подражать. В этих персонажах удалась ирония, но не удалась героика. Дети с удовольствием проводят время с клоунами, но не подражают им.

Важно так же и то, что супергерой должен быть как бы вне времени. Бэтмэн, Человек-Паук могут жить в любую эпоху. Они не связаны с бытовым укладом. Поэтому могут быть всегда современны. В образе богатырей бытовая и даже социально-политическая обстановка русской древности играет ключевое значение. Дети не могут поместить себя в это обстановку. Для них понятие истории неразличимо, не вызывает никаких эмоций. И патриотизма в этом возрасте еще нет.

Поэтому истории про богатырей получились замечательными, но не очень пригодными для брендирования. Дети и взрослые знают эти мультики, любят, смотрят с удовольствием. Но вывести из персонажей или истории в целом коммерческий бренд так и не удалось.

Интервью и аналитика