r_arrow

Токсичные мультфильмы: Что бесит родителей и как с этим разбираются студии

May 16, 2019, 8:34 a.m.
img

Нескончаемый поток детского контента становится проблемой для родителей: сложно понять, какие мультфильмы будут полезны для ребенка, а какие могут навредить. Взрослые относятся к выбору максимально серьезно, и, судя по пабликам и форумам, их раздражают примерно все мультсериалы, включая популярные российские, ставшие «классикой» детских каналов.

The Village отобрала мультфильмы, которые получили наибольшее количество обвинений в токсичности: «Барбоскины», «Лунтик», «Маша и Медведь», «Фиксики», «Ми-ми-мишки» и «Смешарики» — и попросила анимационные студии рассказать, как они работают с негативом. Психотерапевт Сергей Кистенёв разобрался, обоснованы ли жалобы родителей, а детский психолог и игротерапевт Александр Покрышкин объяснил, могут ли мультфильмы влиять на формирование личности ребенка и как перестать беспокоиться о том, испортит ли ребенка еще одна серия.

«Барбоскины»

Чем недовольны родители

  • Мультфильм построен на шантаже и манипуляциях. Показаны токсичные отношения внутри семьи: никто из братьев и сестер ничего не сделает безвозмездно.

  • Сомнительное моральное содержание. Например, объяснение, что Нобелевская премия — это «много денег!», а не «признание научного вклада».
  • Навязывание «современной» модели поведения и набора «ценностей» общества потребления: навязывание вещизма, поклонения кумирам.
  • Почти все серии бессмысленны, это просто убийство времени.

Комментарий студии

ЕЛЕНА ПАВЛИКОВА, редактор студии «Мельница»

Безусловно, мы регулярно мониторим отзывы, отклики и замечания. Мы благодарны родителям за неравнодушие к тому, что впитывают наши дети, и учитываем их мнение. Например, в первых сериях «Барбоскиных» братья и сестры вымогали друг у друга своеобразную награду (ту же шоколадку) за свою помощь — и родители справедливо нам на это указывали. Мы убрали такого рода отношения из эпизодов и сделали акцент на сплоченности и заинтересованности детей друг в друге, объяснили, что семья — это территория взаимовыручки. В любых перипетиях дети и взрослые ценят и любят друг друга — это главная составляющая сериала.

Неидеальное поведение персонажей с разными характерами вытекает из реальных ситуаций, с которыми дети сталкиваются в обычной жизни. Иногда ребенку не хочется делать что-то обязательное или полезное; у него что-то не получается; он жадничает или завидует; боится признаться в ошибках; обижен или страдает от одиночества. Отражая это в мультфильмах, мы формируем доверие маленьких зрителей: они узнают непростые эмоции, показанные в юмористическом ключе. При этом обязательно приводим героев к осознанию и других стратегий поведения и достижения компромиссов. 

Жанр ситкома предполагает достаточно сильное обобщение характеров, отсюда и то, что некоторые родители называют «картонностью» и стереотипизацией. Если бы мы делали, например, короткометражные фильмы в жанре драмы или лирической комедии, то психологическая разработка и нюансировка были бы более чем уместны.

И конечно, установки, наподобие той, что Нобелевская премия — это много денег, исходят от неидеальных героев, транслируются в соответствии с их характером и в конкретных обстоятельствах. На наш взгляд, это субъективное мнение, высказанное на эмоциях, а не прописная истина. Здесь у иронии и юмора те же задачи — ослабить и подвергнуть сомнению такие реплики.

Мнение психолога

СЕРГЕЙ КИСТЕНЁВ, психотерапевт

Комментарии родителей похожи на придирки. Серия, которую я посмотрел, на мой взгляд, построена на хитрости, а не шантаже и манипуляциях. В ней Роза из благих намерений находит подход к своему брату: он не хотел учиться, но, переписывая шпаргалки, незаметно все выучил — и в итоге получил пятерку за контрольную. В шантаже и манипуляциях должна прослеживаться какая-то выгода. У героини выгоды не было, она хотела помочь своему брату. Кажется, что-то подобное я видел в детстве в «Ералаше», это не новый сюжет.

Отношения внутри семьи Барбоскиных все-таки не токсичны, скорее, утрированы. И это нормально: в сплошных радужных картинках дети ничего не зацепят. Опять же, чем проще персонажи, тем они понятнее для маленьких детей. Думаю, таким образом производители этого и других детских мультфильмов стремятся сделать продукт понятным аудитории, чтобы оставаться конкурентоспособными.

Дети не понимают, что такое «научный вклад», а что такое «много денег» понимают. Конечно, разумнее было бы сказать, что Нобелевская премия — это «много денег за научный вклад», но для детей «признание научного вклада» — это пустой звук. То же самое с потреблением — это нормальная, понятная история для детей.

Что касается убийства времени, то тут важно, что родители вкладывают в понятие «осмысленный мультфильм». Вообще, детский контент может быть либо обучающим, либо развлекательным. «Ералаш» из нашего детства был достаточно бессмысленным с точки зрения морали, но был типа смешным (специфический там был, конечно, юмор). А смешной контент — это убийство времени? Это развлечение. На мой взгляд, мультфильм «Барбоскины» — вполне безобидный. В каких-то моментах гипертрофированный, но тем не менее не несет никакого вреда.

«Лунтик»

Чем недовольны родители

  • Главный герой воспринимается не как миролюбивый и добродушный, а как инфантильный, бесхребетный и иногда просто туповатый. Не способен постоять за себя. Со всем соглашается и все прощает.
  • Плоская и сомнительная мораль, из которой ребенок вряд ли может извлечь выводы. Например, Лунтик испугался, а бояться было нечего.
  • Мультфильм транслирует примитивные понятия, учит мыслить шаблонно.
  • Излишне упрощенный и притянутый за уши сюжет — современные дети, скорые в развитии и сообразительные, не заслуживают такого.
  • Отталкивающая анимация, ядовитые цвета. Уродливые герои, сделанные абы как, со странными и неопрятными голосами и неестественными движениями. Есть даже откровенно жуткие персонажи.

Комментарий студии

ЕЛЕНА ПАВЛИКОВА, редактор студии «Мельница»

Честно говоря, не согласны с приведенными мнениями и знаем, что подавляющее количество отзывов о нем положительные и благодарные. Например, одна женщина написала нам: «Спасибо за счастливое детство моих сестер!» Приводить более обширные комментарии такого же рода бессмысленно: ими полон интернет, и это учитывая, что о плохом люди чаще и охотнее высказываются.

Упреки в простодушии и упрощении не учитывают возраст целевой аудитории: мультфильм рассчитан на детей младшего дошкольного возраста (три-четыре года). А разнообразие характеров, среди которых встречаются не только кристально добрый и наивный Лунтик, но и персонажи с разными темпераментами и привычками, — это условие построения сюжета. Если представить себе фильм с одними положительными, воспитанными, приятными и бесконфликтными фигурами, такое зрелище будет откровенно скучным.

В то же время мы не делаем никого из персонажей «отрицательным по определению», тщательно следуем принципу: эти проявления должны быть ситуационными. Вупсень с Пупсенем периодически недовольны тем, что делают другие, но есть много серий, где они искренне стараются стать хорошими. Пиявка втайне хочет быть участницей игр, признается, что  она ворчливая крикунья, потому что одинока.

И еще один важный для нас принцип. Лиза из «Барбоскиных» и Жаба из «Лунтика» имеют свои особенности: Лиза картавит, а Жаба сильно выделяется тем, что разговаривает односложно. Мы хотим, чтобы дети с дефектами речи и развития ощущали свое право присутствовать на экране и в жизни.

Мнение психолога

СЕРГЕЙ КИСТЕНЁВ, психотерапевт

Мне кажется, что главный герой воспринимается как раз как миролюбивый и добродушный — и поэтому он иногда кажется несообразительным. Лунтик наивный, но это все же не то же самое, что бесхребетный, а инфантильным его вообще назвать нельзя, потому что он и есть ребенок. В том, что Лунтик действует в угоду другим, есть поучительный смысл: если ты будешь так делать, тобой будут пользоваться. В том, что он не способен постоять за себя, — концепция этого героя. Не все герои должны уметь постоять за себя, они должны быть разными.

Родители говорят о «плоской и сомнительной морали», но этот мультфильм предназначен для детей определенного возраста — они как раз понимают вот такую мораль. Если показать «Лунтика» 12-летнему ребенку, конечно, он ничего из этого не вынесет. То же касается простоты сюжета: от четырехминутного мультфильма для дошкольников вряд ли стоит ждать артхаусного кино.

В мультфильме показаны разные персонажи — такова концепция. Дети могут узнать в них себя и других и понять, что, если ты выскочка, получишь по носу. Если ты капризная плакса, ничего полезного из этого не выйдет. Если ты гусеница — местный гопник, будешь постоянно отхватывать из-за своего нехорошего поведения.

Неуклюжие движения, неестественная динамика — согласен, это действительно странновато. Видимо, это техническое упрощение дает возможность производить больше контента. К сожалению, это соответствует реалиям информационного потребления: такую анимацию детям легче воспринимать.

«Маша и Медведь»

Чем недовольны родители

  • Дети копируют отвратительное поведение Маши. Учатся закатывать истерики и требовать свое, думая, что агрессия и непослушание — это норма. У активных детей мультфильм вызывает истерики: дети начинают все крушить, носиться, стучать кастрюлями и так далее.
  • Жестокость и неуважение к окружающим, отсутствие границ. Показано поведение эгоиста, жизнь которого — вседозволенность. Машу боятся все животные, даже медведь, который выступает в роли взрослого. Маша никого не уважает, не воспринимает чужую боль, для нее страдания других — норма.
  • Излишне упрощенный и притянутый за уши сюжет.
  • Слишком быстрая смена действий, громкие, резкие звуки.
  • Непонятен смысл мультфильма: он не мотивирует, ничему не учит, моральные качества не развивает.
  • Во всех сериях — однотипная ситуация: Маша достает Медведя. Убийство времени.

Комментарий студии

Студия «Анимаккорд» отказалась рассказывать, как работает с негативом. В качестве ответа на запрос редакции команда привела примеры контента из самого мультфильма с положительной коннотацией — по словам PR-службы, это и является ответом на критику родителей. Приводим один из них.

«Жестокость и неуважение к окружающим, отсутствие границ» — Мультсериал учит детей внимательному отношению к проблемам окружающих. Например, в эпизоде «Будь здоров» Маша заботится о том, чтобы Медведь скорее выздоровел, проявляет сочувствие, жалеет его, приносит чай с малиной, бегает за водой для самовара. Мультфильм мотивирует других проявлять сочувствие и помогать близким в трудных ситуациях.

Мнение психолога

СЕРГЕЙ КИСТЕНЁВ, психотерапевт

На мой взгляд, этот сериал напоминает ставшие классикой «Ну, погоди!» и «Тома и Джерри». Концепция та же: это развлекательный мультфильм, действие которого построено на гротеске, гипертрофированном сюжете. Мультфильм забавный, но все-таки он для детей более старшего возраста. Насколько я знаю, «Машу и Медведя» смотрят и взрослые, которые видят в нем некий шарм.

Родители совершенно верно пишут, что маленькие дети копируют поведение Маши. Повторяя поведение героев мультфильма, дети учатся социально функционировать, общаться. Если копируют, значит, они слишком маленькие, чтобы смотреть этот мультфильм (целевая аудитория мультфильма — три-шесть лет. — Прим. ред.). В этом возрасте дети пока не понимают суть этого мультфильма: как изощренно Маша достает Медведя и какие ситуации с ними приключаются — собственно, как в «Ну, погоди!» или «Том и Джерри». Получается, что детям дошкольного возраста смотреть его не стоит: они могут копировать и опасное поведение, считая его нормальным.

Жестокость и неуважение границ — да, к сожалению, это есть, и Маша действительно показана как эгоистка. В серии, которую я смотрел, все понятно: Маша эту кашу варила, она ее потом и ест — несет ответственность за свои поступки. Но есть и другие серии — не такие поучительные и больше построенные на разных гэгах.

Громкие звуки и быстрая смена действия привлекают внимание детей, независимо от возраста: им нравится, что все меняется, много героев и они все разные. Это работает и со взрослыми — просто потому, что это легкий способ привлечь внимание. Этот мультфильм не направлен на развитие, он развлекательный, его содержание заставляет смеяться.

«Фиксики»

Чем недовольны родители

  • Дим Димыч много врет.
  • Нарушение техники безопасности: в мультфильме ребенок постоянно взаимодействует с опасными бытовыми предметами в одиночку. Пример — серия про то, как отлепить этикетку от старой банки с помощью фена. 
  • Большие проблемы с женскими персонажами: мама Дим Димыча обслуживает семью. В одной из серий прямо заявляют, что, какими бы ни были ее достижения, главный рабочий кабинет для нее — кухня. Карикатурно-нелепый женский персонаж, секретарша Лизонька, существует только для того, чтобы подчеркнуть гениальность мужчины-ученого, который контрастирует с глупой и восторженной, обслуживающей его женщиной.

Комментарий студии

ЮЛИЯ СОФРОНОВА, генеральный директор продюсерской компании «Аэроплан»

Нам даже смешно читать такие доводы! Мы уверены, что герои на экране не должны быть идеальными и стерильными. Яркие характеры — основа драматургии, именно они придают конфликтам остроту, а историям — увлекательность. Наш сериал любят потому, что мы рассказываем интересные истории, характерные для реальной жизни, а не образцово-назидательные. Как и в жизни, наши герои могут ошибаться, врать, пытаться применить какие-то уловки. Но если мы не покажем их ошибок и проблем, к которым это приводит, то не сможем убедить детей, почему надо поступать хорошо и правильно.

Одно из главных наших достижений состоит в том, что нам удалось создать сериал для детей без традиционного деления на «плохих» и «хороших» героев. Когда-то это был вызов и серьезный слом сознания для сценаристов, а сегодня это уже мировой тренд. Плохими или хорошими могут быть поступки, и именно в этом поле мы позволяем себе мягко и ненавязчиво детей воспитывать. К тому же в нашем мире нет врагов, с которыми надо быть непримиримыми, и, следовательно, нет открытой агрессии.

Цитаты, которые вы приводите, выглядят весьма однобоко, как будто авторы отзывов посмотрели только отдельные серии проекта, считали с экрана только то, что близко их субъективной точке зрения, и интерпретировали увиденное предвзято. Уж в чем нас никак нельзя обвинить, так это в невнимании к безопасности. Доказательство — целая серия фильмов, которые мы сделали с разными партнерами: с МОЭСК — об электробезопасности, с «Лабораторией Касперского» — о безопасности в интернете, с Гринпис сейчас создаем мультфильмы о пожарной безопасности и так далее. Мы прекрасно ориентируемся в этой теме, наши серии переполнены предостережениями о том, чего ребенок делать не должен. Но и одергивать детей постоянно — тоже практика очень опасная: она может вызвать чувство противоречия и желание вести себя наоборот.

Зрители осуждают, что папа не моет посуду, но и мама у нас посуду не моет: на кухне есть посудомойка. Однако папа, например, пытается мыть окно в одноименной серии и часто делает маме приятные сюрпризы. Лизонька — это вообще утрированный и далеко не главный персонаж. Но если проанализировать взаимоотношения основных героев — фиксиков-детей, то там гендерные роли распределены очень современно и взвешенно: и девочки, и мальчики общаются на равных, девочки часто выступают инициаторами и лидерами.

Мнение психолога

СЕРГЕЙ КИСТЕНЁВ, психотерапевт

На мой взгляд, это один из лучших мультфильмов, представленных в списке: в нем переплетаются и развлекательная, и познавательная линии. «Фиксики» рассказывают интересные, хорошо анимированные истории об окружающих нас вещах в развлекательном формате, так, чтобы детям было не скучно. Самое интересное в «Фиксиках» — то, что здесь постоянно приключения. Это очень нравится детям и приковывает их внимание.

Единственное, я согласен с тем, что женские персонажи представлены очень карикатурно и стереотипно, что неправильно, на мой взгляд.

«Ми-ми-мишки»

Чем недовольны родители

  • Слабые, примитивные, пустые, нескладные, до боли простые сюжеты. Действие порой высосано из пальца, затянуто, нудно, пресно и скучно. Никаких приключений нет. Диалоги похожи из серии в серию.
  • Герои что-то придумывают, мастерят, но очень поверхностно, без глубокого смысла: за пять секунд на коленке сколотили какой-то чудо-прибор, который непонятно как работает.
  • Все движения и голоса героев слишком быстрые, резкие, агрессивные, дерганные.
  • «Ми-ми-мишки» — это не про изобретения. Весь сюжет вращается вокруг того, как круто иметь Y-хромосому. А если ее нет, остается печь пироги, варить компот и быть другом человека. «После просмотра нескольких серий ребенок стал делать пренебрежительные высказывания о девочках» (цитата с родительского форума. — Прим. ред.).
  • Графика, непропорциональные головы героев. Больше всего раздражают их рты на боку. Иногда рот просто скачет с правой щеки на левую. Дети спрашивают, почему у медведей перекошены морды.

Комментарий студии

ПОЛИНА ОГАНЕСЯН, PR-директор студии «Паровоз»

Мы в любом случае ведем диалог со зрителем, независимо от того, негативная или позитивная оценка от него идет. Некоторые предложения и пожелания могут дойти до продюсеров или режиссеров, если требуется более экспертное обоснование или мнение как творца по поводу развития сюжета и так далее. Но когда звучит просто бездоказательный негатив, еще и с повышенным градусом лексики, скорее всего, у человека просто день не задался, и в таком случае нет смысла что-либо транслировать создателям, мы просто закрываем негатив через диалог.

По поводу перекошенных ртов и тому подобного: здесь сколько людей, столько и мнений. В анимации существует условность вселенной, в которой обитают персонажи. У нее свои законы физики, свое расположение ртов, пропорции тел, сочетания фактур и всего прочего. Что-то может нравиться, что-то нет.

Мнение психолога

СЕРГЕЙ КИСТЕНЁВ, психотерапевт

На мой взгляд, это обычный контент, не примечательный ничем. Да, специфичная анимация, да, совершенно банальный сюжет. Но я не вижу в этом ничего плохого. Единственное — действительно, прослеживается несколько пренебрежительное отношение к девочкам. Похоже, что производители позиционируют «Ми-ми-мишек» как мультфильм для мальчиков: главная движущая сила в мультфильме — мальчики-медведи. На мой взгляд, это совершенно сексистский подход. Но, как ни странно, серия, которую посмотрел я, вполне нормальная: сначала медведи сомневались в девочках, а в итоге Лисичка оказалась круче всех пацанов — как и происходит в жизни чаще всего. Поэтому мультик вполне сносный.

«Смешарики»

Чем недовольны родители

  • Это точно для детей?! Непонятно, для какого возраста этот мультфильм: малышовая мультипликация, тинейджерский юмор, взрослый сарказм. «Взрослые» герои периодически пытаются философствовать в духе эстетствующих пенсионеров.
  • Очень много бранных выражений: дурочка, безмозглый, дурак, паршивый, никчемный и тому подобное.
  • Очень странный саундтрек: подзаборный шансон, который явно не для детей. Песни исполнены голосами осипших алкоголиков. Тексты — за гранью добра и зла.
  • Проблемы с женскими персонажами. Например, Нюша — стереотипный образ «гламурной кисы», девочки-феечки в розовом: манерной, недалекой, капризной, плаксивой, эгоистичной, ограниченной и зацикленной на своей внешности, тряпках и «выгодной партии».
  • Много примеров плохого поведения: диеты, гипноз, лень и ничегонеделание.
  • Пугающие персонажи в некоторых сериях: Железная Няня с шестью руками, бегающая в тумане, или робот, считывающий слова, глиняный голем.
  • Непонятно, какие ценности транслирует мультфильм, какие выводы может сделать ребенок. Смысл недоступен для малышей.

Комментарий студии

АНАТОЛИЙ ПРОХОРОВ, художественный руководитель российского анимационного проекта «Смешарики»

Мы ориентированы на аудиторию от пяти-семи лет (старшие дошкольники), но «Смешарики» — это не детский сериал, а семейный: для нас было принципиальным сделать историю, которую дети будут смотреть вместе с родителями. Поэтому ответ на вопрос «Это точно для детей?» — нет! Это не только для детей, это для детей в том числе. Тут очень важен объем разворачивающегося восприятия ребенка. Дети смотрят мультфильм не два и не пять раз, а 50. И, постоянно возвращаясь к нему, они должны каким-то образом развиваться. Сначала ребенок ловит сюжет, потом какие-то неизвестные ему вещи, потом вдруг начинает понимать юмор.

Отсюда же и ответ на ремарку про «недетские», страшные серии. Например, «Ежик в туманности» — один из наших более взрослых эпизодов. Испуг ребенка — это часто встречающаяся реакция на некоторые мультфильмы. Надо успокоить ребенка и предложить ему посмотреть другую серию или другой мультик. Если ребенок согласится, значит, он действительно испугался — и напугавший эпизод имеет смысл отложить минимум на полгода. Но часто ребенок отказывается переключать и говорит: «Нет, давай смотреть дальше». И в этом случае это страх неведомого: ребенок одновременно и боится, и это привлекает его: «Железная няня?.. Я такой не видел». Тогда очень важно продолжить смотреть этот фрагмент вместе с ребенком, обняв его, проговаривая то, что он видит в мультфильме, задавая вопросы: в объятиях взрослого ребенок становится храбрее. Это очень важный момент совместного семейного преодоления страха.

С тем, что в «Смешариках» очень много «бранных» выражений, я не согласен. В сериале не уличная, а, если угодно, дворовая интонация обыденной речи. Мне, например, очень нравится, как Нюша произносит «Дураки вы глупые!» — вот прямо с такой детской обидой: дураки-дураки-дураки. В сериале — сотни жизненных ситуаций и обычных проблем, которые решают герои. Для нас главное, чтобы конфликт не заканчивался агрессией.

«Плохое поведение» наших героев часто является завязкой истории — таковы требования драматургии. Проблемы у героев могут возникать по разным причинам — в том числе, говоря педагогико-родительскими словами, потому что он «плохо себя ведет». То же, кстати говоря, касается и песен. Да, это шансон — в смысле французского термина. Ничего «подзаборного» там точно нет — это я оставляю на совести автора высказывания. Это его мнение, на которое он имеет полное право. Ну а если вам нужны песни для трехлетних — смотрите наших «Малышариков».

Теперь о «проблемах с женскими образами…». Смотрите, можно перечислить одни и те же качества Нюши, глядя сквозь черные очки, а можно — сквозь розовые. «Манерная» — или думающая о том, как себя вести. «Недалекая» — или наивная. «Капризная» и «плаксивая» — это нормально для ребенка, это означает «эмоциональная». «Эгоистичная» — тоже очень важный момент в детской психике: осваивая мир, ребенок всегда ставит себя в центр этого мира.

У нас всего два женских образа — Нюша и Совунья, — и нам важно было сделать их многогранными. В Нюше мы пытались собрать сложный образ девочки-девушки — и даже женщины. Ну, уж как получилось, мы же не говорим, что нам все удалось на пятерку. Вспомните серию «Мисс Вселенная»: Нюша вдруг понимает, что ее с этим идиотским конкурсом красоты подставили, потому что ее фигура не подходит под категорию 90–60–90. И дальше разворачивается внутренняя трагедия взрослой женщины — нам было важно показать ребенку и такую тонкую проблему.

В «Смешариках» мы категорически отказываемся от морали, вывода. Какие ценности может увидеть ребенок — это вопрос не к авторам, а к ребенку, и задавать его должны родители. Основная проблема сегодня в том, что у родителей остается все меньше совместных интересов с дошкольниками. И мультфильм — это одна из таких зон, которую стоит использовать для постоянного общения с детьми.

Мнение психолога

СЕРГЕЙ КИСТЕНЁВ, психотерапевт

Во-первых, действительно сложно сказать, для какого возраста этот мультфильм, непонятно, как его позиционируют создатели. В «Смешариках» много подходящего для лет этак десяти. Но я знаю, что у студии есть и другие продукты — познавательный мультфильм для малышей, серии, которые рассказывают про дорожное движение, научно-познавательная линейка «Пин-код» — это хорошо.

Что касается мультфильма «Смешарики», серии очень сильно разнятся по своему содержанию и по тому, насколько они понятны детям. Какие-то из них можно показывать маленьким детям, но, по большому счету, сериал в целом будет им не очень понятен.

Как мультфильмы влияют на мозг ребенка

СЕРГЕЙ КИСТЕНЁВ, психотерапевт

Вследствие ограничений разума дети не воспринимают некоторые социальные моменты, которые показаны в мультфильмах, поэтому им кажутся смешными гэги, крики, акты некоего формального насилия, обыгранные в мультфильмах с добавлением звукового ряда. Дети не могут дифференцировать, где реальное, а где виртуальное, поэтому, если ребенку показать, что можно кого-то бить, он, не видя в этом ничего плохого, может воплощать подобные акты агрессии в жизнь.

7Из-за избытка информации у некоторых современных детей наблюдается интересный феномен, о котором хорошо написал немецкий психиатр и исследователь головного мозга Шпитцер Манфред — «цифровое слабоумие». Он характерен для тех, кто с раннего возраста начинает использовать гаджеты: родители включают гаджет и используют его как бебиситтера — оставляют ребенка наедине с экраном и уходят заниматься своими делами. Чем это грозит? Известно, что если ребенок до шести лет не научится говорить, то он никогда не сможет овладеть речью полноценно — точно так же, если ребенок в возрасте 7–13 лет не познает социальные навыки, он будет обладать ими лишь в ограниченном формате и у него возникнут трудности с тем, чтобы выстраивать контакты и правильно себя вести в обществе.

Стоит также обращать внимание на то, как ребенок смотрит видео: дети, получая гаджет в руки, могут самостоятельно переключать контент — это приводит к тому, что они они постоянно скроллят. В нашем детстве мультфильмы были в очень ограниченном доступе: кассета, на которой записан один мультфильм, и сеанс по телевизору в определенное время. Сейчас из-за широкого доступа к информации и огромного количества мультфильмов дети их не ценят: могут смотреть две секунды, потом переключаться на следующее, следующее и следующее видео, не вникая в сюжет, а просто глядя на меняющиеся картинки. Это плохо влияет на формирование мозга, приводит к проблемам с концентрацией и вниманием.

Можно ли выбрать правильные

Мультфильмы не должны прививать какие-то ценности, это задача родителей. Любой просмотр мультфильмов должен выглядеть так: взрослый смотрит мультфильмы вместе с детьми, спрашивает, о чем этот мультфильм, что дети поняли, рассказывает о ценностях, которые в этом мультфильме могли быть показаны. Нужно объяснять, почему герои повели себя так или иначе, что плохого и хорошего в этом поведении, какие выводы можно сделать.

Если такой диалог между взрослым и ребенком станет постоянным, то родители перестанут задавать гениальный вопрос: «А что несет сие произведение?» Часто взрослый не понимает, о чем мультфильм, который смотрит ребенок, — в этом и заключается проблема. Практически всегда в мультфильме есть что-то непонятное для ребенка — и это нормально. Поэтому очень важно, чтобы контент, который потребляют дети, родители сами могли осознать и объяснить — собственно, для этого детям и нужны взрослые.

Как перестать беспокоиться из-за мультфильмов

АЛЕКСАНДР ПОКРЫШКИН, детский психолог, игровой терапевт

Нельзя сказать, что мультфильмы точно вредно влияют на развитие ребенка. Они могут влиять, но косвенно. Вопрос в регулярности и количестве просмотров — и другом опыте, который получает ребенок. Если герои проявляют, например, агрессию, то важно, чтобы взрослые обсуждали с ребенком, почему мы не делаем так в жизни. Призывать запретить мультик вообще, настаивать, что он вреден, — это крайность. Например, есть дети, для которых агрессивные мультфильмы — это возможность поиграть в таких героев, прожить собственную агрессию, научиться обращаться с собственной силой, понять свои возможности.

Главный негативный эффект от мультфильмов — утомление, снижение концентрации внимания. Поэтому первым правилом для родителей относительно мультфильмов остается лимитирование экранного времени. Важно смотреть, как мультфильм влияет именно на вашего ребенка. Если вы видите, что он пока не переваривает контент полностью: не может к нему критически отнестись, начинает вести себя похожим образом, и это поведение мешает ему и окружающим, — это повод менять контент. Но это не значит, что мультфильмы — это вообще плохо. Это часть современной культуры, и это возможность узнать что-то новое. 

Если кажется, что ребенок не видит каких-то смыслов и просто копирует какую-то часть поведения персонажей, не осмысляя все остальное, можно просто спросить об этом ребенка. Как он относится к тому, что Маша пнула Медведя? Он может оценить ее поступок с точки зрения обычной жизни? Что ребенку нравится в этом мультфильме? Что ему кажется смешным и интересным? Нам часто непонятно, как обсуждать какие-то темы с детьми, но из таких разговоров мы можем очень многому научиться и много чем помочь. Это возможность понять, что ребенок думает по тому или иному поводу. Часто все оказывается проще, чем казалось.

Сообщает The Village

Анимационный
мальчики/девочки
4 - 7 | 8 - 12
мальчики/девочки
4 - 7 | 8 - 12
мальчики/девочки
4 - 7 | 8 - 12
Интервью и аналитика