«Вестник лицензионного рынка» продолжает серию публикаций для производителей, планирующих начать лицензионную деятельность. В предыдущем материале мы рассмотрели ведение переговоров с правообладателем. В этой статье поговорим о юридических аспектах лицензирования.
Результатом ваших с лицензиаром переговоров станет документ о намерениях – меморандум сделки (по-английски – «deal memo»). В него списываются условия, о которых удалось договориться – сроки контаркта, территория продаж, оптовая и розничная цены, ставка роялти, товарные категории, в которых будет выпускаться лицензионная продукция, каналы сбыта, адрес производства.
Поскольку меморандум сделки утверждается у руководства компании–правообладателя или агента, на это может уйти время. По утвержденному документы юристы лицензиара составляют контракт. Процесс также занимает от пары недель до нескольких месяцев в силу объема соглашения – обычно оно многостраничное, – а также загруженности юридического отдела правообладателя – как правило, компании работают с большим числом лицензиатов.
Получив контракт, ваши юристы могут захотеть внести в него свои изменения. Но, как правило, большинство производителей доверяют правовому отделу лицензиаров, особенно если сделка заключается с крупной компанией.
Обычно лицензионные соглашения состоят из двух частей: общих положений и коммерческих условий. Общие положения идентичны для всех контрактов, которые заключает лицензиар. Коммерческие условия составляются индивидуально под каждую сделку.
Лицензионные договоры сводятся к трем основным типам – стандартному договору, DTR и тройное соглашение «правообладатель-производитель-ритейлер».
По DTR-контракту лицензиар заключает сделку напрямую с ритейлером, который и будет осуществлять продажу. Других ритейлеров подключать к контракту нельзя. За оплату роялти будет отвечать ритейлер. Такая сделка помогает ритейлеру извлечь прибыль из своего канала сбыта и оптимизировать маржу. Правообладатель заинтересован в DTR-контракте, так как продажи будут идти через известные сети с хорошей посещаемостью.
При таком сотрудничестве производитель сможет распространять продукцию только через ритейлера, с которым заключено лицензионное соглашение. Сделка уменьшает риски лицензиата. Ритейлер, в свою очередь, сможет немного увеличить маржу. Возможно заключение договора на нескольких ритейлеров.
В следующем материале мы рассмотрим коммерческие понятия лицензионного соглашения. Следите за публикациями.
Подготовлено по материалам брошюры The Brand Licensing Handbook
Читайте также: Лицензирование для новичков: ведение лицензионных переговоров