r_arrow

"Неправильные" игрушки для неправильного общества

1 ноября 2016 г. 3:00
img

Таможенный союз стран Евразийской экономической комиссии (ЕАЭК) в скором времени примет новый техрегламент "О безопасности игрушек". Россия, как член союза, поддержала инициативу министерства национальной экономики Казахстана, которое стало автором проекта поправок.

 

Новая инициатива предполагает запрет ввоза на территорию стран Таможенного союза игрушек, которые провоцируют детей на "пренебрежительное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам людей" и вызывают проявление жестокости.

Действительно ли такие игрушки могут негативно сказаться на психическом состоянии детей? Этот вопрос Pravda.Ru обсудила с врачом-психиатром, психотерапевтом высшей категории, психологом Александром Федоровичем.

Эксперт Правды.Ру сразу же сделал акцент на высшей степени негативного отношения к "неправильным" игрушкам. С точки зрения психологии и психиатрии, у детей может нарушиться формирование масштаба, понимания целостности тела и пропорций тела. То есть, это взаимодействие носит глубокий деструктивный характер.

"Это настолько глубоко входит в психику ребенка, что мы потом, когда тестируем ребенка, видим, какими он рисует людей. Есть у нас в психологии такой тест "Нарисуй семью". И вот там половина этой семьи может быть монстрами. Причем ребенок не обязательно должен страдать психическим расстройством, это все происходит под воздействием именно подобного рода игрушек", - рассказал Правде.Ру Александр Федорович.

По мнению психолога, все это направлено на воспитание в детях потребителя: сначала появляется мультфильм, потом игрушки, потом различные предметы с логотипом. Это и есть вовлечение в тотальное потребление.

Таким образом у детей формируется некий поведенческий механизм, который призывает потреблять, покупать и следовать рекламе. Также Александр Федорович добавил в беседе с корреспондентом Правды.Ру: "Еще один очень важный момент мы отмечаем именно в тестировании: чем насилие над мозгом активнее и больше, тем у ребенка меньше интеллектуального и эмоционального пространства для развития каких-то собственных аспектов. То есть, это такая "уравниловка", штамп, шаблон, где ребенок априори лишается индивидуальности. Это формирует у него зависимые формы поведения, восприятия, в том числе и эмоционального, и в конечном итоге имеет весьма разрушительный характер.

Однако игрушки-монстры привлекают детей. По мнению психолога, в этом виновата реклама. Во-первых, она представляет собой активный и мощнейший промоушн, а во-вторых, у потребителей отсутствует альтернатива. "Идет какой-то тренд, и это сразу есть у всех. Это как с дурацким "айфоном" - только у бездомного его нет. Тренд всегда очень грамотно используется: экономически, политически, эмоционально, идеологически. Это вовлекает в процесс. И ребенок перестает оценивать ситуацию иначе. Альтернативы нет, нет возможности выбора", - рассказал эксперт Pravda.Ru.

Александр Федорович отметил в беседе с Правдой.Ру также аспект особенностей восприятия человеком окружающего мира. Структура психологического восприятия человека преимущественно настроена на негатив. Не раз филологами и лингвистами проводились исследования. Они собирали количество эпитетов с отрицательным знаком и с положительным. И перевес получился почти в два раза.

Этим и пользуются, по мнению психолога, создатели трендов: "Всем миром правят деньги. Все эти механизмы приносят соответствующие средства. И эти средства довольно велики, потому что устраивают лобби и т.д. Я думаю, что если вдруг будет принят закон о том, что этих игрушек не должно быть на прилавках, то это вызовет бурю протеста - и антимонопольного, и антиконкурентного или, наоборот, сверхконкурентного. Под это подведут какую-нибудь платформу о том, что мы лишаем людей прав выбирать и т.д. То есть сама идея о запрете совершенно замечательная, но мне кажется, что она может быть решена только на федеральном уровне".

В заключение беседы с Правдой.Ру Александр Федорович ответил, пожалуй, на самый главный вопрос всех родителей: "Как объяснить ребенку, что игрушки-монстры плохие?"

Психолог посоветовал читателям Правды.Ру ввести регламент на то, что ребенок смотрит по телевизору. Это должен быть совершенно жесткий регламент с коррекцией и запретами. Это нужно сделать как можно раньше, пока ребенок не стал подростком. Потому что потом будет значительно тяжелее, так как восприятие ребенка уже сформируется.

Также одним из базовых элементов воспитательной политики является личный пример, сказал эксперт Правды.Ру. "Если мама сидит с планшетом, а ребенку говорит, что телефон - это плохо, ребенок этого не будет воспринимать. Значит, должны быть цензура и контроль - контроль с точки зрения проявления живого интереса к тому, что происходит с ребенком. И, конечно, личный пример. Из этих моментов вырастет некая альтернатива. По крайней мере, возможность привить ребенку понимание индивидуальности и ценности", - рассказал Pravda.Ru Александр Федорович.

Сообщает NewsInfo.ru

Интервью и аналитика