r_arrow

6 мифов о мультиках

25 февраля 2016 г. 0:00
img

Какие мультфильмы могут навредить ребенку, а какие можно смотреть без опасений, объяснила гештальт-терапевт Елена Митрофанова.

Миф № 1. Просмотр большого количества мультфильмов вредит интеллектуальному развитию

 

Просмотр мультфильмов может навредить интеллектуальному развитию в том случае, если ребенок проводит у экрана все свободное время, и это занятие заменяет ему другую деятельность – общение с родителями и друзьями, хобби, прогулки. Длительный просмотр мультфильмов приводит к нервному перевозбуждению ребенка. Яркие цвета, резкие звуки, громкая энергичная музыка, быстро сменяющиеся кадры – все это способствует тому, что ребенок становится гиперактивным, ему сложно сосредоточиться, успокоиться.

В то же время правильно подобранные мультфильмы могут даже способствовать интеллектуальному развитию малыша. Когда ребенку нравится мультфильм, он увлеченно смотрит, замечает детали, следит за сюжетом, внимательно слушает диалоги персонажей. Испытывая интерес и симпатию или антипатию к героям, он начинает анализировать происходящее в мультфильме, сравнивать персонажи и их поступки, делать выводы, находить логику событий, рассуждать о том, что увидел. Особенно здорово, если ребенок смотрит мультфильмы вместе со взрослым, который может что-то прокомментировать, разъяснить, обратить внимание ребенка на какие-то интересные моменты, поддержать его рассуждения и выводы.

Дети часто копируют персонажей, которые им нравятся, – их поведение, манеру говорить, отдельные выражения. Это расширяет их словарный запас, делает речь более грамотной и эмоциональной, конечно, если сами герои мультфильма разговаривают грамотно и красиво.

Миф №2. Советские мультфильмы – в отличие от современных мультиков – воспитывали в ребенке правильные качества

 

Многие советские детские мультфильмы показывают, как персонажи дружат, помогают другу другу, сопереживают, заботятся, справляются с трудностями, ищут справедливые решения, учатся и узнают новое. Эти мультфильмы, как правило, понятны и просты для восприятия ребенка – в них ясно, кто «хороший», а кто «плохой», как поступать можно, а как нельзя.

Думаю, современные мультфильмы отличаются от своих предшественников тем, что в меньшей степени дают готовые ответы, а скорее, показывают многообразие отношений, мнений, ситуаций, стратегий поведения. Например, в мультике может быть не только однозначно хороший персонаж и злодей, но и герой, который совершает и плохие, и хорошие поступки, или персонаж, который обладает чувством юмора и подшучивает над другими героями. Конечно, в этой ситуации детям оказывается сложнее самим делать какие-то выводы.

Поэтому мне кажется важным, чтобы родители смотрели такие мультфильмы вместе с детьми, объясняли и комментировали что-то по ходу сюжета или после просмотра, задавали вопросы ребенку, высказывали свое мнение об увиденном. Ведь воспитывает ребенка не мультфильм, а родитель, и мультфильмы могут стать лишь помощниками в этом процессе.

Миф № 3. Страшные мультфильмы могут навредить психике ребенка

 

Безусловно, есть мультфильмы, которые могут вызвать у детей чувство тревоги и страха. Например, это могут быть мультфильмы, в которых есть сцены насилия и жестокости, особенно если показаны они очень реалистично. Часто в таких мультфильмах присутствуют злые персонажи, которые причиняют вред всем, применяют колдовство или сверхспособности, и никто их не может победить. Дети легко погружаются в выдуманную историю и воспринимают все происходящее в ней как реальность, поэтому после просмотра таких мультфильмов ребенок может начать фантазировать, что эти существа могут прийти к нему и причинить ему вред. В результате этих фантазий ребенок становится тревожным, может бояться спать один, оставаться один дома.

Конечно, реакция ребенка на такие мультфильмы во многом зависит от его возраста, индивидуальных особенностей, его эмоционального состояния: от того, в какой обстановке он живет, в каких отношениях находится с родителями и другими детьми, чувствует ли себя в безопасности или регулярно испытывает стресс. Если ребенок встревожен и не чувствует себя защищенным, есть большая вероятность, что он будет острее реагировать на страшные мультфильмы.

Миф № 4. Американские мультфильмы пропагандируют неправильные ценности

 

Сложно однозначно сказать, что абсолютно все американские мультфильмы пропагандируют и прививают детям неправильные ценности. Достаточно вспомнить мультфильмы «Бэмби» и «Король Лев», рассказывающие об отношениях детей и их родителей, или недавно вышедший мультфильм «Головоломка», который рассказывает увлекательную и трогательную историю про чувства и эмоции девочки. Уместно не обобщать, а говорить о том, что существуют сюжеты, типажи героев и особенности их поведения, которые за счет своей красочности, внешней привлекательности и растиражированности могут создать у ребенка ощущение, что только так надо выглядеть или вести себя и строить отношения с другими.

Прежде всего это мультфильмы, содержащие сцены насилия. В сюжете это может быть обыграно по-разному: роботы уничтожают друг друга, симпатичные животные постоянно строят козни и издеваются друг над другом или над людьми, герои мультфильма неуважительно относятся друг к другу, ведут себя грубо и агрессивно. В том случае, когда это делают главные герои, к которым приковано внимание, ребенок может воспринять это как пример для подражания и перенести стиль поведения в реальную жизнь.

Также можно говорить об искаженных женских образах главных героинь мультфильмов. Их внешность выглядит нереалистично: они чрезмерно худы, подчеркнуто непропорциональны, обладают неестественными чертами лица, носят яркий макияж. Вызывая интерес и симпатию у ребенка, постепенно этот образ может закрепиться в сознании как эталон красоты. Но сложность в том, что таких черт и пропорций не бывает в реальности, и тогда девочка будет бесконечно недовольна собой, а мальчик, вероятно, будет безуспешно искать такую «красавицу» в жизни.

Миф № 5. В «Ну, погоди!» слишком много агрессии и жестокости

Споры о содержании этого мультфильма и его влиянии на детей ведутся уже давно. По сюжету волк гоняется за зайцем, попутно попадая в разные нелепые ситуации и выполняя опасные трюки. Он курит, хулиганит, ведет себя грубо и агрессивно, может сломать что-то, оттолкнуть кого-то на своем пути. Как правило, это нравится детям, ведь показано это весело и задорно.

Но важно понимать, что такой яркий образ, привлекающий внимание ребенка, может быть воспринят им как образец для подражания. Многие родители отмечают, что их дети (преимущественно мальчики) стремятся подражать волку, копируют его поведение, например, берут в рот палочку и изображают, что курят, или пинают на улице урну. В то же время все современные родители смотрели этот мультик в детстве – они говорят, что выросли хорошими порядочными людьми, значит, ничего плохого в этом мультфильме нет.

В этой ситуации правы и те, и другие. Думаю, здесь важно понимать, что в мультфильме действительно показано грубое и агрессивное поведение волка. К тому же в нем почти нет вербального общения между персонажами, оценки их действий со стороны других героев, что могло бы помочь ребенку сформировать отношение к волку как к «плохому». Поэтому точно не стоит оставлять детей одних за просмотром этого мультфильма. Хорошо, если родитель будет присутствовать рядом и расставлять акценты, обозначая, кто из персонажей поступает хорошо и правильно, а кто ведет себя грубо и плохо.

Мне кажется, этот мультфильм не подходит для просмотра с маленькими детьми. Лучше оставить его до времени, когда ребенок подрастет и сможет адекватно воспринимать сюжет.

Миф № 6. Чрезмерно яркие мультики могут привить дурной художественный вкус

 

Думаю, это возможно. Мультфильмы могут оказать влияние на формирование художественного вкуса, особенно если ребенок смотрит довольно много однотипных мультфильмов с яркими гипертрофированными образами, и его художественное развитие ограничивается только ими.

Особенностью детского восприятия является как раз то, что детей привлекают яркие цвета. Их ребенок замечает в первую очередь и может долго удерживать на них внимание. Если в поле зрения ребенка попадают яркие объекты и персонажи, они быстро вызывают интерес, запоминаются лучше остальных, часто становятся любимыми. На какой-то период ребенок может «зависнуть» на одном персонаже, а спустя некоторое время у него, скорее всего, появится новый любимчик. Это естественный процесс. Мне кажется, важно, чтобы ребенок смотрел разные мультфильмы, чтобы родители обращали его внимание на то, как они нарисованы, помогали обсуждать и сравнивать их.

И, конечно, не менее важно, чтобы мультфильмы не становились единственным источником художественного развития ребенка, чтобы он мог получать новые эстетические впечатления из книжных иллюстраций и картин, прогулок на природе. Тогда художественный вкус будет формироваться более целостно и гармонично.

Полный текст материала на РИА Воронеж

Интервью и аналитика