r_arrow

Можно, но с разрешения…

4 февраля 2016 г. 3:00
img

Я предприниматель. Планирую использовать при изготовлении сувенирной продукции фотографии природы, памятников архитектуры, предметов, представляющих культурно-историческую ценность. Могу ли я это сделать и как мне оформить права использования этих фотографий? Можно ли взять для этого фотографии, находящиеся в свободном доступе в Интернете?

Статья 53 Закона РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» определяет, что предприятия, учреждения и организации могут изготавливать и реализовывать продукцию (в том числе рекламную) с изображением объектов культуры и культурного достояния, деятелей культуры при наличии официального разрешения владельцев и изображаемых лиц. Плата за использование изображения устанавливается на основе договора.

Для коммерческого использования изображений предметов музейных коллекций также необходимо разрешение. В соответствии со статьей 36 Закона РФ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций музеев.

Что касается коммерческого использования фотографий из Интернета, здесь также есть серьезные ограничения. В первую очередь необходимо получить разрешение автора. Любое фото, сделанное профессионалом или любителем, пусть даже снятое на мобильный телефон, защищается авторским правом на основании статьи 1265 ГК РФ. Право авторства — это право признаваться автором произведения и право автора на имя — право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно.

Отметим и то, что статья 1259 ГК РФ определяет, что объектами авторских прав являются фотографические произведения независимо от достоинств и назначения, а также от способа его выражения. Далеко не всегда авторы фото, размещая их в Сети, указывают свое имя и контактные данные. В этом случае соответствующий интернет-ресурс при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Статья 1273 ГК РФ допускает без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения.

Но случай коммерческого использования фотографий к этому не относится. Не подпадает ваш случай и под норму ст.1274 ГК РФ (свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях). Относительно возможной ответственности за нарушения авторских прав см. ст.ст.1300,1301 ГК РФ.

Обратите особое внимание на суммы, которые могут быть взысканы по ст.1301 ГК РФ. Например, в случаях нарушения исключительного права на произведение автора правообладатель вправе требовать выплаты компенсации в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей (конкретный размер определяется судом исходя из характера нарушения).

Об ответственности за нарушение авторских прав говорят также ст.146 УК РФ и ст.7.12 КоАП РФ. Поэтому, чтобы снять возможные в будущем вопросы, имеет смысл заключить договор авторского заказа (ст.1288 ГК РФ), по которому будут сделаны и переданы вам необходимые фотографии.

Сообщает портал газеты Советская Адыгея

Интервью и аналитика