Продавцы российских маркетплейсов страдают от предприимчивых людей, которые ухитряются зарегистрировать самые общеупотребительные слова типа «чудо», «яблоко», «идея» и даже «Наталья». Маркетплейсы, не разобравшись, блокируют продажи реальных селлеров в пользу мошенников, которые ничего не производят.
Общественники предлагают бороться с «патентными троллями» на законодательном уровне. А эксперты советуют всем предпринимателям все-таки регистрировать свои названия в качестве товарных знаков.
В последнее время актуальной для селлеров стала проблема «патентных троллей». Напомним, что это понятие пришло к нам с Запада.
Предприниматели регистрируют название бренда – или общеупотребительное слово, или только раскручивающееся название, которое еще не успели «застолбить». А затем требуют «выкуп» за использование этого слова с реальных производителей. Сами «тролли» ничего не производят, а зарабатывают на судах или досудебных договоренностях.
«Оборот.ру» не раз рассказывал, как действуют российские патентные тролли. И в последнее время они активизировались.
Российские селлеры массово получают судебные иски из-за использования русских слов в названиях брендов или продукции.
Некий предприимчивый мужчина из Уфы зарегистрировал 600 слов в качестве товарных знаков и теперь судится с предпринимателями за их использование. Ему удалось получить охрану на такие слова, как «яблоко», «удача» и даже «Наталья», написал телеграм-канал «SHOT Проверка».
Как рассказывают селлеры, предприниматель, угрожая судом, сначала пытается договориться. Его устроит или небольшая постоянная выплата, так называемая лицензия. Или полный откуп от предпринимателя.
Одна предпринимательница рассказала о том, что у нее на сайте есть упоминание про «живое масло». Оказалось, что «тролль» зарегистрировал в качестве товарного знака слово «живое». Бизнесвумен была не против убрать это слово с сайта. Но коммерсанта из Уфы это не устроило. Если договориться на устроившую «тролля» выплату не удается, тролль действительно идет в суд. И нередко решение выносится в его пользу.
Но бывает и иначе.
Так, патентный тролль зарегистрировал товарный знак «Удача» по нескольким классам МКТУ, один из которых «молочные продукты», и подал в суд на производителя молочного коктейля «Чудо». Суд продолжался четыре месяца, закон встал на сторону производителя, потому что шрифты и цвета надписей истца и ответчика различались. Правда, «тролль» подал апелляцию.
Как уже писал Оборот.ру, в российской судебной практике уже были случаи, когда производители выигрывали суды у «патентных троллей» именно на основании того, что их оппонент – «патентный тролль». Суды принимали сторону ответчика, убедившись, что истец не ведет активной деятельности под данным брендом, а основную активность проявляет в судах.
Как например, вышеупомянутый уфимец. За последние четыре года он принял участие в более чем 1000 судебных дел на общую сумму более 1 млрд рублей, рассказывает «SHOT Проверка». Он успел зарегистрировать 642 товарных знака в разных перечнях товаров и услуг (МКТУ), еще более 500 находятся на рассмотрении.
Большинство его торговых марок – это обычные слова: «лимон», «вишня», «карандаш», «хорошо сидим».
То есть селлеров ждет еще немало претензий. Поэтому предприниматели хотят решить эту проблему системно, в законодательном порядке. Ассоциация представителей электронной торговли (АПЭТ) обратилась в ФАС с просьбой инициировать обсуждение «патентного троллинга», закрепив это понятие.
Рычаги давления у «троллей» появляются в том числе за счет политики маркетплейсов, блокирующих карточки товаров на основе обращений правообладателей, отмечают в АПЭТ. Площадке очень часто подходит к жалобе формально, продажи останавливаются, и продавцов могут обязать вывозить остатки со складов маркетплейсов за свой счет.
Общественники рассказывают о продавце, который после блокировки столкнулся с необходимостью заплатить за вывоз 6 тысяч единиц одежды на миллион рублей. «Патентный тролль», в свою очередь, предлагал урегулировать конфликт дешевле.
Сейчас вымогатели зарегистрировали бренд «Пиши-стирай» и по аналогичной схеме предъявили претензии к производителям раскрасок.
Общественники предлагают несколько мер для борьбы с «патентными троллями».
Но пока суд да дело, юристы предлагают добросовестным предпринимателям все-таки защищать их бренды. Да, процедура может обойтись в 50-75 тысяч рублей, но нападение «патентного тролля» обойдется дороже. Ну или в крайнем случае называть свою компанию так, чтобы невозможно было простое совпадение. Например, собственными именем и фамилией. Или набором букв и цифр.
Сообщает Вестник интеллектуального права
Фото: freepik.com/rawpixel.com