В 2024 году суды рассмотрели сотни дел, связанных с использованием чужих фотографий, текстов, товарных знаков и других объектов интеллектуальной собственности. В таких случаях маркетплейсы выступают посредниками, но на практике основная тяжесть разрешения споров ложится на самих селлеров. О том, как продавцам защитить интеллектуальные права и самому не нарушить чужие, рассказывают юристы компании Fox Legal Consulting для сетевого издания oborot.ru.
Маркетплейсы привлекают большое количество продавцов, что порождает высокую конкуренцию. На этой почве часто возникают ситуации, когда:
Большинство маркетплейсов предоставляют инструменты подачи жалоб, но глубоко в конфликты не вмешиваются.
Чтобы минимизировать риски, важно тщательно следить за качеством контента, который вы размещаете. Если вы уверены, что ваши права нарушены, готовьтесь сразу собирать доказательства и при необходимости обращаться в суд. Платформы в основном выступают посредниками, а не арбитрами.
В 2024 году судебные споры между продавцами на маркетплейсах выявили несколько ключевых уроков, которые помогут защитить права и избежать ошибок.
1. Чужие фотографии – это всегда риск
Что важно знать:
Пример:
Дело № А40-126693/24-27-937. Селлер разместил на своей карточке фото конкурента. Нарушение было зафиксировано с помощью сервиса автоматической фиксации, а также товарным чеком и видеосъемкой, совершенной в целях и на основании самозащиты гражданских прав в соответствии со ст. 12-14 ГК РФ. 25.01.2023 г. на маркетплейсе Ozon был обнаружен факт неправомерного использования вышеуказанного объекта интеллектуальной деятельности посредством размещения и предложения к продаже, а в последствии реализации товаров – платков с использованием вышеуказанного произведения. Данный товар обладает техническими признаками контрафактности.
В итоге суд взыскал компенсацию с нарушителя.
2. Тексты – тоже объект авторского права
Что важно знать:
Пример:
Постановление Суда по интеллектуальным правам от 26.05.2023 N С01-718/2023 по делу N А03-17257/2021. Ответчик использовал в описании товаров текстовый элемент, принадлежащий истцу, за что был привлечен к ответственности.
3. Нарушение товарных знаков обойдется дороже всего
Что важно знать:
Пример:
Одним из примеров является Постановление Суда по интеллектуальным правам от 21.07.2022 по делу N А40-106616/2021, в котором рассматривался спор между болгарской компанией Revuele OOD (истец) и российским ООО «Диваж-Столица» (ответчик).
Суть дела. Истец является владельцем зарегистрированного товарного знака VELVET (свидетельство РФ N 334178) для косметической продукции. Ответчик использовал обозначение VELVET для своих товаров без согласия правообладателя. Продукция с этим обозначением продавалась через розничные сети и интернет-магазины, включая Wildberries, Ozon и другие площадки.
Решение суда:
4. Для полной компенсации нужно собрать внушительную доказательную базу
Суд при определении размера должен учитывать, в частности, характер допущенного нарушения, срок нарушения, степень вины нарушителя, наличие ранее совершенных лицом нарушений исключительного права данного правообладателя, вероятные убытки правообладателя, а также принципы разумности, справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения.
Недоказанность критериев для снижения влечет отсутствие снижения размера компенсации.
Пример:
Ответчиком не доказана вся совокупность критериев для снижения заявленного размера компенсации, указанных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.12.2016 N 28-П. В связи с этим основания для снижения компенсации отсутствуют» (Дело № А40-126693/24-27-937 АСГМ)
5. Дублирование изображения даже на разных страницах сайта не образует несколько нарушений
С точки зрения законодательства об интеллектуальной собственности, размещение изображения на сайте в разных разделах или вкладках не образует множественных нарушений, если речь идет о едином веб-ресурсе.
Это связано с тем, что интернет-сайт функционирует как единая информационная система, где дублирование контента в разных разделах может происходить автоматически. В данном случае ключевым фактором является не количество ссылок, ведущих на изображение, а сам факт его размещения без разрешения правообладателя.
Пример:
Доступность ссылки на различных вкладках одного и того же сайта не являются повторным размещением спорного изображения, а является особенностью функционирования интернет-сайта. Заявленные требования – 1 470 000, удовлетворенные – 20 000. (Дело № А40-278817/23-15-2206) (Дело № А40-238612/22-15-1829 АСГМ)
6. Одно и тоже фото по нескольким ссылкам образует единую экономическую цель
При оценке нарушений исключительных прав суды рассматривают не только сам факт размещения изображения, но и цель его использования.
В деле № А40-200140-2024 суд пришел к выводу, что размещение одной фотографии по разным ссылкам на сайте ответчика было направлено на достижение единой экономической цели, а именно – продажу товара.
Этот подход соответствует принципу правовой защиты интеллектуальной собственности, установленному в ст. 1301 ГК РФ, которая позволяет требовать компенсацию за каждое нарушение. Однако, если нарушение касается одного и того же объекта (например, одной фотографии), суды могут снизить сумму взыскания, учитывая, что это действие направлено на реализацию одной коммерческой задачи.
Пример:
Согласно материалам дела, ООО «ОНЛАЙН АВТОМАРКЕТ» (далее – ответчик) допустил на своем сайте нарушение исключительных прав на фото «Индикатор износа покрышки» по разным ссылкам.
Истец, воспользовавшись правом, установленным ст. 1301 Гражданского кодекса Российской Федерации, требует взыскать с ответчика компенсацию в размере 50.000 рублей. Наряду с изложенным, суд полагает обоснованным снизить сумму компенсации до 10.000 рублей, исходя из того, что нарушение было допущено одно с единой экономической целью». (Дело А40-200140-2024 АСГМ)
7. При этом использование нескольких фото на одной странице образуют соответствующее число нарушений
Судебная практика различает случаи дублирования одного и того же изображения и использования нескольких разных фотографий.
Пример:
В деле № А41-31298/24 суд установил, что незаконное размещение пяти разных фотографий на интернет-странице маркетплейса является пяти отдельными нарушениями исключительных прав истца.
Ключевыми факторами в данном деле стали:
На основании этих обстоятельств суд удовлетворил требования истца частично и взыскал с ответчика 50 000 рублей.
Таким образом, размещение разных фотографий на одной странице интернет-магазина или сайта будет рассматриваться как отдельные нарушения, что важно учитывать как правообладателям, так и потенциальным нарушителям.
Чтобы эффективно отстаивать свои права на маркетплейсах, важно заранее принять превентивные меры:
Если вы обнаружили, что ваши фотографии, тексты или товарный знак используются другими селлерами, действуйте быстро:
Чтобы не стать ответчиком в подобном споре:
Защита прав на интеллектуальную собственность начинается с подготовки документов и фиксации всех действий. Этот чек-лист поможет вам избежать нарушений и защитить свои интересы на маркетплейсе.
1. Фотографии товаров
Какие документы понадобятся:
Рекомендации:
2. Текстовые описания
Какие документы понадобятся:
Рекомендации:
3. Товарные знаки
Какие документы понадобятся:
Рекомендации:
4. Коммерческие обозначения
Какие документы понадобятся:
Рекомендации:
5. Дизайн товара
Какие документы понадобятся:
Рекомендации:
6. Видео и аудиоматериалы
Какие документы понадобятся:
Рекомендации:
7. Контент, созданный сторонними подрядчиками
Какие документы понадобятся:
Рекомендации:
8. Жалобы и претензии
Какие документы понадобятся:
Рекомендации:
Этот чек-лист – ваш инструмент для подготовки к любым конфликтным ситуациям на маркетплейсах. Чем лучше вы подготовлены, тем легче будет доказать свои права и защитить себя от претензий.
Защита интеллектуальных прав на маркетплейсах становится все более актуальной. Конкуренция растет, а вместе с ней и число конфликтов между продавцами. Судебная практика 2024 года показывает, что:
Основные выводы для селлеров:
Сообщает «Вестник интеллектуального права»
Фото: freepik.com/rawpixel.com