r_arrow

Как правильно направить в адрес маркетплейса обращение о выявленном контрафакте

2 октября 2024 г. 15:46
img

erid: LjN8K3n5V

Стремительное развитие онлайн-торговли сопровождается ростом продажи контрафактной продукции на различных интернет-ресурсах, и маркетплейсы занимают лидирующее положение в этой негативной тенденции.

Данная категория онлайн-площадок относится к информационным посредникам, поэтому при обнаружении контрафактной продукции на них следует обратиться к администрации маркетплейса с требованием об удалении карточек с нелегальными товарами. И только в случае необоснованного отказа или игнорирования вашего обращения к площадке можно предъявить требования материального характера – о взыскании компенсации.

Но здесь возникает вопрос: каким образом направить обращение маркетплейсу, чтобы в последующем можно было ссылаться на соблюдение надлежащего порядка уведомления о выявленном нарушении?

У большинства онлайн-площадок созданы и функционируют внутренние системы направления обращений: Цифровой арбитраж на Wildberries, личный кабинет бренда на Ozon. Указанные системы позволяют оперативно сообщить маркетплейсу о найденном контрафакте.

По смыслу норм законодательства, направление в адрес маркетплейса обращения о блокировке нелегальной продукции следует рассматривать в качестве досудебного порядка урегулирования спора. В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ №18 от 22.06.2021 г., содержащего разъяснения в данных вопросах, направление обращения с использованием информационно-телекоммуникационной сети может свидетельствовать о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора в случае, если данный способ является обычной сложившейся деловой практикой между сторонами и ранее обмен корреспонденцией осуществлялся в том числе таким образом. Направление обращения через внутренние системы маркетплейсов можно считать надлежащим уведомлением в случае последующего обращения в суд. При этом доказательствами направления уведомления будут признаваться заверенные стороной процесса скриншоты с указанием адреса интернет-страницы, с которой они сделаны, а также точного времени их получения.

При этом направление обращения через внутреннюю систему маркетплейсов не обладает приоритетом относительно иных способов направления претензий в адрес площадки. Правообладатель или уполномоченное им лицо могут направить обращение почтовым отправлением по юридическому адресу владельца маркетплейса. Доказательством такой отправки будет почтовая квитанция с трек-номером для отслеживания отправления.

Так Суд по интеллектуальным правам в своем Постановлении от 22.08.2024 г. по делу А41-102093/2023 указал, что использование маркетплейсом в своей деятельности разработанного им механизма обмена информацией не свидетельствует об обязанности иных участников рынка использовать исключительно данный механизм.

Таким образом, обращаться в адрес маркетплейса можно как через внутренние системы, функционирующие в рамках площадок, так и по юридическому адресу владельца площадки. При этом правовые последствия от таких обращений будут возникать только при условии предоставления надлежащих доказательств факта их направления.

Георгий Давидьян,

исполнительный директор ООО «Медиа-НН»

Реклама. ООО «МЕДИА-НН»

ИНН 5261051030

Фото: freepik.com, автор freepik

Юридическая практика