r_arrow

Особенности оформления полномочий для ведения защиты иностранных брендов на территории России

25 сентября 2024 г. 13:34
img

erid: LjN8Kc2Tf

В предыдущих статьях мы рассмотрели вопросы, посвященные международным соглашениям, которые регулируют защиту иностранных брендов в России, и правилам оформления документов, выданных иностранным государством. Завершим данную тему рассмотрением особенностей оформления полномочий для ведения защиты иностранных брендов на территории России.

В большинстве случаев защита ведется не самим правообладателем, поэтому немаловажное значение имеет подтверждение полномочий представителя. Данное подтверждение требуется не только при предъявлении претензии в адрес нарушителя или иска в суд. Для того, чтобы ваше обращение на маркетплейс с целью блокировки карточки с контрафактной продукцией было принято к рассмотрению, также требуется подтвердить полномочия на действия в защиту бренда.

Такие полномочия могут подтверждаться доверенностью. Следует отметить, что если выданная в иностранном государстве доверенность удостоверена нотариусом, то требуется ее апостилирование или консульская легализации. Если она изготовлена в простой, не нотариальной форме, указанная процедура не требуется. Также можно исключить необходимость нотариального перевода доверенности на русский язык, если она изначально составлена в двуязычном варианте и обязательно содержит подпись доверителя под текстом не только на иностранном, но и русском языке.

Полномочия на ведение деятельности по защите иностранного бренда могут подтверждаться не только доверенностью.

Российское законодательство позволяет лицензиату, заключившему договор исключительной лицензии на использование бренда, от своего имени пресекать факты его незаконного использования в том объеме, в котором ему предоставлены права в рамках лицензионного договора. К примеру, если вы заключили лицензионный договор на использование иностранного бренда при производстве кондитерских изделий, то вы вправе от своего имени бороться с фактами незаконного использования указанного бренда в категории кондитерских изделий. Чтобы у лицензиата появилась такая возможность, лицензионный договор обязательно должен:

  • содержать условие о том, что права предоставляются на условиях исключительной лицензии. Поскольку в силу нормы российского законодательства (ст. 1236 ГК РФ), лицензия предполагается простой (неисключительной), если лицензионным договором не предусмотрено иное.
  • оформлен в установленном порядке. Например, бывают случаи заключения лицензионного договора на использование товарных знаков, однако он не зарегистрирован в Роспатенте. Такой договор в принципе ставит под сомнение вашу возможность использовать бренд и точно не предоставляет возможность вести защиту от своего имени.

Следует упомянуть еще одну модель, предоставляющую возможность ведения защиты зарубежного бренда от имени российской компании. Это договор доверительного управления исключительными правами. В рамках данного соглашения российская компания, выступающая доверительным управляющим, вправе от своего имени, но в интересах владельца бренда осуществлять защиту. Таким договором можно предоставить в доверительное управление права только в части ведения защиты, не ограничивая владельца бренда в вопросах лицензирования, как это происходит при заключении договора исключительной лицензии.

Георгий Давидьян,

исполнительный директор компании «Медиа-НН»

Реклама. ООО «МЕДИА-НН»

ИНН 526105103

Фото: freepik.com, автор yanalya

Юридическая практика