r_arrow

Эффективная защита продукта: товарный знак или промышленный образец?

25 июня 2024 г. 13:22
img

erid: LjN8KXZwc

Товарный знак и промышленный образец – два важных объекта интеллектуальной собственности, которые имеют свои особенности и предназначены для различных целей. При этом они могут эффективно дополнять друг друга, участвуя в комплексной стратегии защиты продукции и бренда. Для понимания того, каким образом это возможно, следует подробнее познакомиться с каждым из этих объектов.

Товарный знак

Товарный знак представляет собой обозначение, выполняющее индивидуализирующую функцию товара и его производителя. Он позволяет потребителю идентифицировать нужный ему товар из множества подобных, вызывая ассоциацию с определенным качеством и изготовителем.

Для того, чтобы обозначение могло быть зарегистрировано в качестве товарного знака, оно должно обладать различительной способностью. То есть позволять потребителям отличать товар одного производителя от других однородных товаров.

Поэтому, например, нельзя в качестве товарного знака зарегистрировать слово «Велосипед» для велосипедов. Потребитель не сможет идентифицировать такой товар и соотнести его с конкретным производителем.

Как правило, не обладают различительной способностью:

  • общепринятые символы (например: ! , & , @ , $);
  • общепринятые термины (например, слово «турпакет» для услуг в сфере туризма);
  • обозначения, характеризующие товары (например, словосочетание «вода газированная» для воды);
  • обозначения, представляющие собой форму товара (например, типовая форма бутылки для алкогольной продукции).

Также не могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака обозначения, тождественные существующим на дату подачи заявки произведениям науки, литературы и искусства, а также персонажу, цитате или фрагменту из такого произведения без получения согласия правообладателя (его наследников). Например, нельзя получить правовую охрану в отношении словесного или изобразительного обозначения Чебурашка без согласия соответствующих владельцев авторских прав.

Помимо вышеуказанных требований товарный знак не должен противоречить общественным интересам, принципам гуманности и морали. Например, заявителю было отказано в регистрации товарного знака, на картинке ниже, по заявке № 2021744827, поскольку Роспатент счел, что изображение обнаженной женщины противоречит нормам морали и недопустимо для использования в качестве товарного знака (Заключение Палаты по патентным спорам от 06.02.2024 (Приложение к решению Роспатента от 18.03.2024 по заявке № 2021744827/33) «Об отказе в государственной регистрации товарного знака»).

Кроме того, чтобы обозначение могло быть зарегистрировано в качестве товарного знака, оно не должно быть тождественно или сходно с уже зарегистрированным товарным знаком других лиц или ранее поданной другими лицами заявки на регистрацию товарного знака для однородных товаров. Вероятность смешения таких обозначений и введения потребителя в заблуждение должна быть исключена.

Например, если в отношении безалкогольных напитков зарегистрирован товарный знак «Юпитер», то зарегистрировать на иное лицо товарный знак «JUPITER» в отношении указанной группы товаров скорее всего не получится.

Что можно регистрировать в качестве товарного знака?

Практически любое обозначение, позволяющие выделить товар конкретного производителя среди множества других, может быть зарегистрировано в качестве товарного знака. Это может быть слово или сочетание слов, изображение, объемное обозначение, комбинация слов и изображений, звук, цвет, вкус, запах, изменяющееся обозначение, голографическое обозначение, обозначение, расположенное в определенном месте на товаре (позиционный товарный знак).

Процесс регистрации товарного знака включает:

  • подачу заявки в Роспатент,
  • экспертизу заявки на соответствие требованиям законодательства,
  • публикацию сведений о зарегистрированном товарном знаке в официальном бюллетене и реестре,
  • выдачу свидетельства.

Общий срок регистрации товарного знака, начиная от момента подачи заявки и до получения решения о регистрации, составляет до 18 месяцев. На практике регистрацию можно получить значительно быстрее при условии отсутствия запросов со стороны Роспатента

Промышленный образец

Промышленный образец представляет собой внешний вид (дизайн) изделия, который определяется, например, особенностями его формы, конфигурации, орнамента, сочетания цветов, фактуры и текстуры материала, придающими ему эстетическую привлекательность. Особенности внешнего вида изделия, обусловленные исключительно его технической функцией, не могут относиться к промышленному образцу и охране не подлежат.

Для промышленного образца важна творческая составляющая, он позволяет защитить именно результат творческого труда, имеющий промышленное применение.

Для того, чтобы внешний вид изделия мог быть защищен в качестве промышленного образца, он должен отвечать требованиям новизны и оригинальности, то есть быть не известным ранее во всем мире и иметь творческий характер.

Кроме того, такой внешний вид должен быть пригодным для использования в промышленном или ремесленном производстве и быть воспроизводимым в рамках массового производства. Уникальный, единственный в своем числе дизайн не может быть защищен как промышленный образец и будет охраняться как произведение – объект авторского права.

Что можно регистрировать в качестве промышленного образца?

Промышленным образцом можно защитить любой объект, который имеет оригинальный внешний вид и может быть реализован в промышленности. К таким объектам относятся:

  • Форма изделий (например, мебель, посуда, автомобили)

  • Декоративные элементы (например, узоры на тканях, оформление упаковок)

 

  • Комбинация цветов и форм (например, дизайн бытовой техники или электроники)

  • Графические символы, шрифты, графические интерфейсы пользователей (ГИП)

Процесс регистрации промышленного образца включает:

  • подачу заявки в Роспатент,
  • экспертизу заявки на соответствие требованиям новизны и оригинальности,
  • публикацию сведений о зарегистрированном образце в официальном бюллетене и реестре,
  • выдачу патента.

Общий срок регистрации промышленного образца, начиная от момента подачи заявки и до получения решения о регистрации, составляет до 20 месяцев.

Отличия промышленных образцов от товарных знаков
  1. Промышленные образцы и товарные знаки имеют разные цели и функции

Промышленный образец защищает внешний вид изделия от копирования третьими лицами, а товарный знак охраняет обозначение, которое позволяет отличить товары или услуги одного производителя от товаров или услуг других производителей.

  1. Промышленные образцы и товарные знаки имеют различные сроки правовой охраны

Промышленный образец охраняется в течение 5 лет. Этот срок может быть продлен, однако общая продолжительность правовой охраны не может превышать 25 лет.

Товарные знаки после регистрации получают правовую охрану на 10 лет. Этот срок может продлеваться неограниченное количество раз. Поэтому права на товарный знак могут сохраняться так долго, как этого пожелает владелец знака. Например, товарный знак KODAK № 2509 охраняется с 21.03.1944 по настоящее время, а товарный знак MICROSOFT  № 81067 – с 14.10.1986.

При этом если после истечения срока правовой охраны промышленный образец уже не может быть зарегистрирован заново, поскольку в таком случае не будет соблюдаться требование о мировой новизне, то обозначение, потерявшее правовую охрану в качестве товарного знака, может быть зарегистрировано вновь, в том числе другим лицом.

  1. Привязка к конкретным товарам и услугам

Товарный знак защищается в отношении конкретного перечня товаров и услуг, для которых он зарегистрирован. Вполне возможна ситуация, при которой одно и то же обозначение может быть зарегистрировано разными лицами в качестве товарных знаков в отношении разных групп товаров/услуг.

Например, в Росси действует товарный знак № 356011 в отношении табака и курительных принадлежностей и товарный знак № 995232 в отношении дверных замков и дверных комплектующих. При этом правообладателями указанных товарных знаков являются разные лица.

Промышленный образец защищает внешний вид изделия в целом, вне зависимости от категории товара. Поэтому если зарегистрировать в качестве промышленного образца дизайн упаковки или этикетки, то такой дизайн будет охраняться без привязки к конкретному товару.

  1. Момент регистрации

Промышленный образец важно зарегистрировать до момента выпуска продукции на рынок либо в течение года с момента выпуска, в противном случае внешний вид изделия перестанет отвечать требованию новизны и получение патента станет невозможным.

Товарный знак может быть зарегистрирован как до появления продукции на рынке, так и после. Это удобно тем, что можно сначала оценить востребованность товара, а затем принимать решение о необходимости осуществлять инвестиции в защиту бренда.

Перечисленные выше различия важно учитывать при выборе способа защиты создаваемого и выпускаемого на рынок продукта.

Вместе с тем вполне возможна ситуация, когда не нужно делать выбор между регистрацией товарного знака или получением патента на промышленный образец – указанные правовые механизмы могут дополнять друг друга и обеспечивать более эффективную защиту продукта. Это обусловлено следующими факторами:

  • Комплексная защита: промышленный образец может защитить внешний вид изделия, а товарный знак – логотип, нанесённый на изделие. Это создаёт двойной барьер против подделок и незаконного копирования. Примером комплексной защиты может быть ситуация, при которой на словесное обозначение получена охрана в качестве товарного знака, а шрифт, которым это слово исполнено может иметь самостоятельную охрану как промышленный образец. В таком случае у обладателя прав на товарный знак и промышленный образец возникнет не только монополия на использование конкретного слова в отношении определенного круга товаров, но и монополия на использование определенного шрифта для любых слов в целом.
  • Усиление брендинга: эстетически привлекательный дизайн (промышленный образец) в сочетании с узнаваемым товарным знаком (логотипом) может значительно повысить ценность бренда и лояльность потребителей.
  • Разнообразие средств защиты: в разных странах могут быть различные требования и процедуры для охраны интеллектуальной собственности. Использование обоих видов защиты может обеспечить более широкое покрытие и защиту на международном уровне.

В некоторых случаях форма, дизайн, этикетка или упаковка продукции могут обладать такой степенью узнаваемости и уникальности, что их можно рассматривать как отличительные особенности, подлежащие охране в качестве товарного знака. Это особенно актуально для продукции, которая благодаря своей форме или упаковке становится легко узнаваемой для потребителей и ассоциируется с конкретным производителем.

Примерами дизайна упаковок, которые в итоге получили право защищаться в качестве товарных знаков, можно назвать всем известные бутылку Coca-cola, форму шоколада Toblerone, флакон духов Chanel, пирамиду из конфет Ferrero.

В настоящее время в России закон позволяет охранять один и тот же объект разными способами, поэтому одним лицом может быть получен и патент на промышленный образец и свидетельство на товарный знак в отношении одного и того же товара.

Однако закон не допускает возможность регистрации разными лицами прав на промышленный образец и на товарный знак в отношении одного и того же объекта. Такая ситуация рассматривается как противоречащая общественным интересам, поскольку потребитель может быть введен в заблуждение относительно изготовителя товара (См., например Заключение Палаты по патентным спорам от 12.01.2018 (Приложение к решению Роспатента от 22.03.2018 по заявке № 2012503640/49) «О признании патента Российской Федерации на промышленный образец недействительным полностью»).

Таким образом, и товарный знак, и промышленный образец, как по отдельности, так и совместно, могут обеспечивать надежную защиту продукции и бренда. Для выработки надежной стратегии правовой охраны важно учитывать их особенности, цели и функции.

Юлия Ярных, партнер Semenov&Pevzner

Анастасия Иванова, старший юрист практики товарных знаков Semenov&Pevzner

Юлия Ившина, юрист практики товарных знаков Semenov&Pevzner

Реклама. ООО «Семенов и Певзнер»

ИНН 7728742931

Фото: freepik.com, автор creativeart

Интервью и аналитика