erid: LjN8KPbdP
Представим: вы решили продавать товары на маркетплейсах. Для карточки нужны красивые изображения продукции. Вы сфотографировали ее сами или оплатили работу фотографа. Получив отличный результат, разместили на сайте фотографии ваших товаров. Спустя время вы заметили, что другие продавцы используют ваши фотографии в карточках с аналогичными или похожими товарами.
К сожалению, подобные случаи – не редкость. Недобросовестные продавцы с целью повышения спроса на свои товары, а следовательно, и прибыли, размещают на маркетплейсах чужие фотографии для привлечения внимания потребителей.
Могут ли фотографы или иные обладатели исключительных прав на фотографии защитить свои права в подобных ситуациях?
Согласно ст. 1259 ГК РФ, фотографические произведения являются объектами авторских прав.
Авторские права включают исключительное право на произведение, личные неимущественные, а также иные права.
Исключительное право является имущественным. Правообладатель может им распоряжаться в том числе путем заключения лицензионных договоров или договоров об отчуждении исключительного права. Кроме того, передача исключительного права может быть предусмотрена положениями договора авторского заказа, заключенного между фотографом и заказчиком (продавцом товаров на маркетплейсах).
К критериям охраноспособности объектов авторского права относятся: творческий характер результата деятельности человека и объективная форма выражения произведения.
Наличие творческого характера деятельности фотографа зависит от процесса создания фото. К ним относятся выбор ракурса, установка света, применение фильтров или иных настроек при обработке. Важно отметить, что в соответствии с п. 80 Постановления Пленума ВС РФ от 23.10.2019 №10, пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом.
В Постановлении от 21.03.2014 по делу №А56-27251/2013 Суд по интеллектуальным правам пришел к выводу, что процесс создания любой фотографии является творческой деятельностью, поскольку представляет собой фиксацию с помощью технических средств различных отражений постоянно изменяющейся действительности.
Как доказать, что права на фотографию принадлежат вам?
Специфика объектов авторского права состоит в том, что они не требуют обязательной регистрации. Авторские права на фотографии возникают с момента их создания. Однако если требуется подтвердить, что исключительные права на фотографии принадлежат конкретному лицу, необходимо представить доказательства этого. В таком качестве, в частности, могут выступать:
Отметим, что исчерпывающий перечень доказательств авторства фотографов отсутствует.
Такие доказательства будут необходимы и в случае спора с маркетплейсом или продавцом. Также для защиты своих прав необходимо представить доказательства, подтверждающие факт их нарушения, например ссылку на страницу маркетплейса с размещенной фотографией можно зафиксировать обычным скриншотом с указанием даты, времени и адреса ссылки, либо обратиться к нотариусу за фиксацией.
Что можно потребовать за нарушение прав?
Зависит от целей, которые преследует заявитель. К лицу, разместившему чужие фотографии на маркетплейсе, в соответствии со ст. 1252 и ст. 1301 ГК РФ, возможно предъявить требования о:
Можно ли использовать фотографии из сети?
Важно обратить внимание на то, что у фотографий, размещенных на просторах Интернета, также есть свои правообладатели. И прежде чем копировать их для собственного использования, необходимо оценить правомерность таких действий.
Сейчас популярны фотостоки, на которых можно найти подходящие фотографии. У каждого «банка фотографий» свои условия использования, иногда в них может быть выражен прямой запрет для коммерческого использования объектов.
В Определении от 28.01.2020 №5-КГ19-228 ВС РФ отметил, что «Интернет не является местом, открытым для свободного посещения» и публикация снимка на различных информационных ресурсах даже в отсутствие сведений об авторстве, не свидетельствует о том, что изображение находится в свободном доступе.
В Постановлении от 24.08.2022 по делу №А63-13960/2021 Суд по интеллектуальным правам пришел к выводу о наличии нарушения авторских прав в действиях Ответчика, разместившего на сайте Wildberries чужие фотографии. При этом, по словам нарушителя, спорные снимки находились в свободном доступе в сети Интернет с 2018 года. Однако Суд указал, что лица, не установившие автора произведения и использовавшие его без согласия правообладателя, не освобождаются от ответственности за нарушение авторских прав, поскольку положения ст. 1274 ГК РФ не ставят правомерность использования произведения в зависимость от возможности или невозможности установления авторства, а императивно устанавливает возможность свободного использования произведения исключительно с обязательным указанием автора произведения.
Что еще является нарушением?
Важно, что нарушение авторских прав на фотографии будет иметь место не только при их размещении в карточках товаров, но и в случае предложения к продаже продукции, произведенной с нанесением на нее фотографических произведений без разрешения правообладателя.
Например, фотограф запечатлел зимний пейзаж и разместил фото в Интернете. После оно было напечатано на партии футболок, проданной через маркетплейсы.
Такие товары признаются контрафактными. Помимо указанных выше способов защиты правообладатель вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации в двукратном размере стоимости таких товаров, изъятия и уничтожения продукции.
Возможна ли компенсация морального вреда?
Авторам принадлежат следующие личные неимущественные права: право авторства, право автора на имя и право на неприкосновенность произведения.
В случае с маркетплейсами нарушение личных неимущественных прав имеет место, когда продавец не просто публикует чужие фотографии, но и выдает их за свои, например, размещая водяные знаки или логотип.
В соответствии с п. 1 ст. 1251 ГК РФ, защита личных неимущественных прав автора осуществляется, в частности, путем компенсации морального вреда.
Так, в Определении от 20.09.2022 по делу №58-КГ22-7-К9 ВС РФ указал, что Ответчик при незаконном использовании фотографий не только не указал Истца в качестве автора, но и нанес на них свой логотип, чем нарушил личные неимущественные права автора, в связи с чем Суд счел необходимым пересмотреть решения апелляции и кассации в части отказа в удовлетворении требований о компенсации морального вреда.
***
С требованием об ограничении доступа к публикации с вашей фотографией, можно обратиться не только к продавцу, который использует изображение, но и непосредственно к администрации маркетплейсов. Вне зависимости от того, является ли маркетплейс лицом, которое непосредственно использует фотографию, или лицом, которое предоставляет возможность для размещения материала в сети, он обязан принять меры об удалении информации, нарушающей исключительные права.
Таким образом, прежде чем использовать на маркетплейсах чужие фотографии, необходимо получить согласие правообладателя. Это позволит избежать судебные разбирательства и финансовые потери.
Екатерина Калиничева,
партнер, руководитель практики по защите интеллектуальной собственности
в сети «Интернет» Semenov&Pevzner
Юлия Лазарева,
младший юрист практики по борьбе с контрафактом
и серым импортом Semenov&Pevzner
Реклама. ООО «Семенов и Певзнер»
ИНН: 7728742931
Фото: unsplash.com, автор Campaign Creators