erid: LjN8K523s
Любой популярный бренд рано или поздно сталкивается с ситуацией, в которой посторонние люди хотят «позаимствовать» его успех. На рынке появляются многочисленные подделки и имитации, из-за чего прибыль правообладателя снижается. Что делать, если недобросовестные конкуренты продают поддельные товары под вашим брендом?
Российское законодательство предоставляет несколько ответов на данный вопрос.
1) Правообладатель может обратиться в полицию с заявлением о совершении правонарушения. Статьи 7.12 и 14.10 КоАП РФ предусматривают возможность привлечения нарушителя к административной ответственности за продажу контрафактного товара. Также нарушитель может быть привлечен к уголовной ответственности, если его действия повлекли за собой крупный ущерб в размере, превышающем сто тысяч рублей (ст.146 УК РФ, ст.180 УК РФ).
К плюсам данного варианта можно отнести возможность подачи преюдиционного, то есть, принимаемого без проверки доказательств, иска о взыскании компенсации, после того как суд привлечет нарушителя к административной или уголовной ответственности. В этом случае факт продажи контрафактной продукции уже будет установлен судом и его не придется доказывать снова. Это облегчает доказывание обстоятельств дела и позволяет не только пресечь нарушение, но и компенсировать вызванные им убытки.
Однако у данного варианта есть ряд минусов. В частности, полное отсутствие контроля за ходом дела, поскольку активная роль в нём отводится сотрудникам полиции. После подачи заявления в полицию правообладатель вынужден всецело положиться на работу правоохранительных органов, которые, к сожалению, не всегда имеют возможность оперативно отреагировать на продажу контрафактной продукции.
2) В случае ввоза контрафактной продукции из-за границы правообладатель может обратиться с заявлением об изъятии контрафактного товара на таможне. Примером реализации данного варианта может служить решение Арбитражного суда Калининградской области по делу №А21-3352/2021. В ходе проделанной работы юристы Semenov&Pevzner смогли добиться изъятия 1548 единиц контрафактной продукции, нарушающей права на бренд Magformers.
Как показывает практика, реальной является не возможность привлечения нарушителя к не только к административной, но и к уголовной ответственности. Об этом, например, свидетельствует приговор мирового судьи судебного участка №8 г. Армавира Краснодарского края по делу №1-19/08-22. В рамках данного судебного процесса лицо, ввозившее контрафактную продукцию через границу РФ, было привлечено к уголовной ответственности.
Обращение в таможенные органы имеет схожие плюсы и минусы, что и обращение в полицию. Правообладатель также получит преюдиционное решение, на основании которого он сможет обратиться в суд для взыскания убытков или компенсации. Далее также будет ограничен в возможности повлиять на ход событий.
Еще одним минусом данного варианта можно назвать его сложность. Таможенные службы могут изъять контрафактный товар только в момент пересечения границы. Об этом моменте правообладатель, как правило, не знает. Для того, чтобы избежать этой сложности, правообладатель может подать заявление о включении его прав в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Это позволит увеличить вероятность изъятия контрафактного товара на границе.
3) Правообладатель может обратиться в компетентные органы с заявлением о защите конкуренции. Данная возможность вытекает из содержания ст.14.3 КоАП РФ, ст.14.33 КоАП РФ и ст.178 УК РФ. Из плюсов данного варианта можно выделить возможность привлечения нарушителя к ответственности не только за продажу контрафактной продукции, но и за недобросовестную рекламу, в которой ваш товар или бренд будет представлен ущербным по сравнению с товаром нарушителя. В остальном данный вариант имеет те же плюсы и минусы, что и обращение в полицию.
4) Правообладатель может обратиться в суд с иском о взыскании компенсации или убытков. В случае взыскания компенсации истец освобождается от доказывания причиненных ему убытков п.3 ст.1252 ГК РФ. При этом отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим интеллектуальные права п.3 ст.1250 ГК РФ. Вышеуказанные положения Гражданского кодекса РФ существенно облегчают привлечение продавца контрафактной продукции к гражданской ответственности.
Кроме того, при выборе обращения в суд истец обладает свободой действий, которой он лишен во всех остальных случаях. Это является гарантией доведения дела до конца, несмотря на человеческий фактор.
Кроме того, рассмотрение заявления в надзорных органах может затянуться. Это может повлиять на итоговый результат. Таким образом, самостоятельное обращение в суд может быть более выгодным, если для вас важна оперативность действий.
Также данный вариант позволяет привлечь нарушителя к ответственности в тех случаях, когда все остальные варианты будут неактуальны. Например, в том случае, если речь идет о нестандартном или сложно доказуемом нарушении.
Вывод: Законодательство РФ предоставляет правообладателю ряд способов для защиты от продажи подделок его продукции. В их число входят как способы, связанные с обращением в контролирующие органы, так и способы, связанные с самостоятельным обращением в суды. В некоторых случаях самостоятельное обращение в суд может быть более эффективным, чем остальные варианты.
Александр Никитин,
юрист практики по борьбе с контрафактом
и серым импортом Semenov&Pevzner
Реклама. ООО «Семенов и Певзнер»
ИНН: 772874293
Фото: unsplash.com, автор Anantachai Saothong