erid: LjN8Jwb1y
Создание таких объектов интеллектуальной собственности, как фотографические произведения, и размещение их в сети Интернет для дальнейшей монетизации – не новая практика. Существует масса вопросов, о которых стоит задуматься перед использованием фотографий из сети. Например: кто автор фото, можно ли вносить изменения в объект, на каких условиях можно его скачать и использовать.
Наиболее популярным способом использования является размещение созданного автором фото на стоках и получение вознаграждения за предоставление лицензии на скачивание. При этом лицензии могут быть разные: платные и бесплатные, с возможностью коммерческого использование и без такового, групповые и индивидуальные.
Например, стандартная лицензия на изображения shutterstock.com разрешает использование скачанного объекта только в личных некоммерческих целях. В то же время, расширенная лицензия позволяет коммерческое использование. Согласно условиям стандартной лицензии stock.adobe.com допускается передавать приобретенную лицензию третьему лицу, но запрещено «использовать ресурс для создания плаката, футболки или кружки, если покупатель будет заинтересован в покупке только из-за напечатанного на них ресурса». На некоторых сайтах согласно лицензии при скачивании изображения необходимо указать автора, название работы, дисклеймер и ссылку на исходный материал. В случае выявления факта нарушения лицензии последняя будет прекращена.
На некоторых сайтах нет лицензионного соглашения, фото размещаются автором добровольно. Это не означает, что их можно скачивать и использовать без разрешения автора произведения. Согласно действующему законодательству, отсутствие запрета не считается согласием или разрешением.
На практике возникают случаи, когда дизайнер, маркетолог или медиа-менеджер скачал фото из Интернета, не уточнив правила использования. Фотография используется в материалах, размещаемых на сайте компании. Возникает нарушение прав, за что компания получает иск на сотни или даже миллионы рублей. Бывают и обратные ситуации, когда компания приобрела фотографию по лицензии, но все равно получает исковые требования о нарушении прав. Размер таких требований может достигать от 10 000 до 500 000 рублей.
Давайте разберемся, когда такие ситуации возникают, и что делать, чтобы их избежать.
В последнее время распространенной практикой является учреждение автором доверительного управления и заключение соответствующего договора. По такому договору управляющий уполномочен защищать права на объекты доверительного управления – например, фотографии. Доверительный управляющий собирает сведения в сети Интернет о предполагаемом нарушении прав, составляет претензию, прилагает документы, свидетельствующие авторство, рассчитывает компенсацию за нарушение прав и направляет нарушителю. Если компания не ответила на претензию или в результате переговоров стороны не пришли к соглашению, доверительный управляющий подает иск в суд и, как правило, такой суд выигрывает. Результат отличается лишь в размере компенсации за нарушение прав на одно фотографическое произведение:
Размер компенсации определяется судом в зависимости от обстоятельств дела, например: было ли нарушение длительным, насколько популярно используемое фото, причинены ли правообладателю фото существенные убытки в связи с нарушением его прав.
Доверительные управляющие нередко «дробят» одно нарушение на несколько с целью увеличения размера компенсации. В некоторых случаях это можно расценивать как злоупотребление правом. Например, когда фото автора размещено на сайте компании-нарушителя, доверительные управляющие заявляют два нарушения: воспроизведение и доведение до всеобщего сведения. И рассчитывают компенсацию за каждое нарушение. Уже формируется судебная практика на основании положений Постановления Пленума Верховного суда РФ №10, в соответствии с которой дробление нарушений не допускается. Суды анализируют и устанавливают, было ли использование фотографии одним лицом различными способами направленно на достижение одной экономической цели. Если да, такое использование образует одно нарушение исключительного права. Компенсация подлежит взысканию в уменьшенном размере. Приведем пример: если фото было размещено на сайте в целях информирования потребителей о том или ином событии и является также иллюстрацией к тексту, это «охватывается» одной экономической целью и образует одно нарушение.
Что же делать, чтобы не попасть под взыскание сотен тысяч рублей?
Если вы только планируете использовать фото из Интернета:
Если уже получили иск о нарушении прав:
И помните, соблюдение исключительных прав автора фото снизит риски потери денег, времени и вреда вашей репутации.
Юлия Буренкова,
патентный поверенный №2083 по товарным знакам,
программам для ЭВМ, БД и ТИМС,
руководитель офиса Semenov&Pevzner в Новосибирске
Реклама. ООО «Семенов и Певзнер»
ИНН: 772874293
Фото: unsplash.com, автор Jannis Edelmann