r_arrow

Фото для бизнеса: как создавать и защищать права на изображения

11 октября 2023 г. 13:58
img

Качественный визуальный контент помогает в развитии бизнеса – повышает доверие к бренду, способствует продвижению товаров и услуг. Однако мало кто будет рад, если результаты кропотливого труда будут украдены и приносить выгоду кому-то другому. Мы научим создавать хорошие снимки и расскажем, как сделать авторские права на фото, чтобы обезопасить свои вложения.

Зачем бизнесу фотоконтент

Есть несколько причин вкладываться в качественные фото для бизнеса. Вот некоторые из них:

  • Информация на изображениях может восприниматься лучше, чем потоки текста. Порой человеку достаточно просмотреть несколько иллюстраций, чтобы понять, как пользоваться устройством, а не читать длинные инструкции.
  • Часто покупки совершаются по эмоциональному отклику, а не после внимательной оценки различных фактов. Иными словами, клиент охотнее закажет товар, который вызывает у него ощущения надежности, комфорта, элитарности и т.д. Тогда как простое перечисление достоинств – даже если они действительно уникальны – может иметь меньший эффект. Передать нужные эмоции через удачно подобранные фото проще, чем через текст.
  • Изображения помогают выделиться из массы конкурентов. Фотография знаменитости на рекламе может лучше привлекать внимание, чем изображение товара или однотонная заливка, надписи и композиции из геометрических фигур. Потенциальные покупатели считывают образ звезды и переносят его на продукцию компании. Например, став владельцем изделия, можно стать круче и мужественнее или, купив этот товар, почувствовать себя в безопасности, как под защитой героя боевиков. И, конечно же, работает бессознательная установка, что настолько уважаемый человек не станет рисковать репутацией и продвигать некачественный бренд.
Азиатские мегаполисы перенасыщены рекламой, но взгляд сразу падает на баннеры с фотографиями
Как создавать фото для бизнеса

Крупные компании могут поручить создание фотоконтента профессионалам и не беспокоиться о выборе локаций для съемок, цветовой палитры, ракурсов, покупке оборудования и прочем. У малого бизнеса нет таких ресурсов, поэтому значительную часть работы приходится делать самостоятельно.

Что снимать

Фотосъемка может решать разные задачи, что определяет содержание и технические особенности контента.

Бумажные каталоги по сути похожи на иллюстрированные прайс-листы. Обычно под каждый товар выделяется небольшое пространство, в которое также нужно уместить название, стоимость и краткое описание. Поэтому на изображении не должно быть ничего лишнего. Товар лучше демонстрировать целиком с ракурса, с которого можно разглядеть основные особенности.

Например, покупателю дамской сумочки будет интересен ее размер и материал. Если снимать изделие спереди под небольшим углом, на фото можно оценить пропорции, ширину, высоту и глубину. Игра света на поверхности лучше передает фактуру и цвет. При съемке ровно спереди, глубина не видна. Также покупатель не сможет понять, какой материал использовался: матовый или глянцевый.

Пример фотографии для карточки товара. Сумочка расположена под небольшим углом. Благодаря этому потенциальный покупатель может лучше понять ее реальные размеры и фактуру материала

Для электронных каталогов – в том числе на маркетплейсах – справедливы те же принципы. Однако из подборки или поисковой выдачи, как правило, можно перейти на индивидуальную карточку товара. Она содержит несколько иллюстраций. Можно сфотографировать изделие с разных ракурсов, показать в увеличенном виде отдельные элементы, продемонстрировать пример реального использования. Например, снять застежки или декоративный элемент. Прикрепить одно или несколько фото девушки-модели с сумочкой в руках или на плече. Так будущий покупатель поймет, насколько качественно изготовлено изделие и как оно смотрится в жизни.

Фотография с примером реального использования товара

Для соцсетей подходят lifestyle-фото. Их задача – показать товар в обстановке, которая типична для потенциального покупателя. Для рыболовных принадлежностей  – это водоемы, лодки, сам процесс рыбалки. Для вечерних платьев – рестораны, банкеты, театры, свадьбы и прочее.

Пример lifestyle-фото с рекламируемым товаром

К посту можно прикреплять несколько фото. Например, с общим планом и более детальными снимками изделия. Можно показать «закулисье» – различные производственные процессы, примерку на реальном клиенте, оформление заказа в офисе и прочее.

Если ваша цель – сформировать положительный образ бренда или компании, нужно сместить фокус с продукции на внутренние процессы. Сделайте фотографии офисов или производственных помещений в обычный рабочий день. Подготовьте портреты персонала. Если в штате много людей, можно сфотографировать руководителей, нескольких менеджеров и рядовых сотрудников.

Отталкивайтесь от стереотипов, но старайтесь избегать штампов и банальностей. Например, стартапы обычно ассоциируются с творческой неформальной обстановкой. Более крупные предприятия, особенно связанные с промышленностью, наоборот – со строгим порядком.

Пример фото, которое может проиллюстрировать повседневную работу в небольшой компании
Подготовка
  • Сформулируйте задачи, которые должны решать снимки. Например, укреплять положительный образ компании или поддерживать активность аудитории в соцсетях.
  • Определитесь, где будут размещаться фотографии – в маркетплейсах, баннерах контекстной рекламы, соцсетях, на официальном сайте. Сторонние площадки устанавливают собственные технические и стилистические требования. Так, OZON разрешает использовать файлы не более 10 МБ в форматах JPEG, PNG, HEIC и WEBP, с соотношением сторон 1:1 или 3:4. Причем для разных категорий товаров требования будут отличаться.
  • Продумайте идею для сюжетных и портретных снимков. Сотрудников можно сфотографировать на однотонном фоне, на рабочем месте или в обстановке, которая может вызывать ассоциации с их профессией. Например, чтобы передать неформальную атмосферу, можно заснять, как проектировщик собирает конструктор с сыном, а менеджер по закупкам берет продукты вместе с дочерью в супермаркете.
Пример фотографии сотрудника на рабочем месте
  • Составьте портрет потенциального покупателя – пол, возраст, род занятий, уровень дохода и прочее. Например, строительными работами занимаются преимущественно мужчины. Поэтому, если вы продаете соответствующую спецодежду, будет не совсем уместным пригласить в качестве модели хрупкую девушку.
  • Подберите референсы – фото, которые по композиции, атмосфере, настроению соответствуют вашей задумке. Так вы заранее оцените, насколько удачна идея, и поймете, что еще нужно сделать при подготовке.
  • Подсчитайте бюджет. Так вы поймете, можете ли вы себе позволить аренду помещений, покупку реквизита и оборудования, наем профессиональных моделей или придется обойтись тем, что уже есть под рукой.
Съемка
  • На качество снимков существенно влияет освещение. В дневные часы на улице можно обойтись естественным светом. В сумерках и в помещениях требуются дополнительные источники.
  • Камеры смартфонов позволяют создавать контент для соцсетей, маркетплейсов и других площадок в интернете. Для печатных изданий, билбордов, плакатов и высококачественных промоматериалов необходимо профессиональное оборудование.
  • Внимательно осмотрите реквизит и место съемки. Постарайтесь, чтобы в кадр не попали посторонние объекты, грязь и мусор. Некоторые, но далеко не все, недостатки можно устранить ретушью.
  • Для каждой сцены или ракурса снимайте несколько кадров. Лучше делать фото с запасом, чтобы в дальнейшем выбрать из них наиболее удачные варианты.
  • По возможности до завершения съемки проверьте фотографии на экране ноутбука или компьютера. На дисплее смартфона или камеры дефекты не всегда заметны.
  • Подготовьте повербанки или резервные аккумуляторы. Съемка будет сорвана, если после нескольких кадров основные источники питания разрядятся.
Обработка

Обработку фотографий можно поручить специалистам. Однако некоторые современные приложения позволяют добиваться профессионального качества без особой подготовки. Например в Fotor и ФотоМАСТЕРе есть автоматические режимы и шаблоны под типовые задачи. Раньше популярностью пользовался Canva, но теперь он доступен только с VPN.

В процессе обработки нужно сделать цветокоррекцию – после нее оттенки отображаются более естественно. Ретушь убирает или маскирует разные недостатки: особенности кожи моделей, случайные пятна грязи, лишние предметы в кадре и прочее. Кадрирование приводит фотографию к нужному соотношению сторон и убирает ненужные фрагменты.

Сохраняйте резервные копии исходных файлов. Даже опытные профессионалы допускают ошибки, из-за которых снимок может быть испорчен.

Как защитить свои фотографии

Фотографии, размещенные в интернете, часто берутся другими людьми или организациями без разрешения законного владельца. Использование может быть безобидным – в качестве картинки для блога. Но возможны опасные ситуации и прямые убытки. Например, если фотографии будут использоваться для мошеннических схем или для продажи подделок. Поэтому важно заранее продумать, как защитить оригинальный контент от воровства и как доказать, что он действительно принадлежит вам.

Кому принадлежат права

В России положения об авторском праве закреплены в четвертой части Гражданского кодекса. Ее нормы дополняются рядом других документов и судебной практикой. Это большой массив информации, в котором сложно разобраться самостоятельно. Поэтому лучше заручиться помощью юриста с опытом в этой сфере.

Авторские права возникают по самому факту создания произведения (в нашем случае – фотографии). Это означает, что когда кто-то берет чужой снимок, то сам должен убедиться в правомерности его использования или получить согласие на использование.

Автором признается тот, чьим трудом создано произведение. Чтобы избежать потенциальных проблем, необходимо заключать договоры об отчуждении исключительных прав с каждым, кто будет участвовать в создании снимков. В противном случае модель, дизайнер, осветитель или кто-то другой в определенный момент могут запретить публикацию или потребовать долю от связанных с ней доходов.

Как обозначить авторство

Авторские права на изображение можно зафиксировать различными способами:

  • Значком копирайта ©, именем или наименованием (для организаций) правообладателя и годом первой публикации на ресурсе, где размещаются фото (например, на официальном сайте вашей компании).
  • Надписями на самом изображении. Часто на фотографии накладывается водяной знак (вотермарк) – полупрозрачный текст или логотип.
  • Другими подписями на ресурсе, где публикуется контент.
  • Депонированием – регистрацией фотографий в особом реестре с выдачей свидетельства.

При публикации на собственных сайтах вы можете технически запретить сохранение и копирование фото. Специальные команды в коде запрещают выделение иллюстрации, вызов контекстного меню и копирование через горячие клавиши. Однако изображение можно получить через снимок экрана (скриншот).

Чтобы доказать свои права в случае спора, храните исходные файлы, серийные номера камер и документы, связанные с их покупкой. Если это предусмотрено моделью устройства, внесите свои данные в настройки фотоаппарата.

Проверяйте корректность информации в EXIF и не удаляйте ее. Это стандарт сбора и хранения метаданных – сведений об авторе, дате и месте съемки, модели камеры, программе, которая использовалась для создания или обработки, и прочего. EXIF – это особый раздел в графическом файле. Информацию можно посмотреть во многих файловых менеджерах (в Windows кликнуть правой кнопкой мыши по файлу → Свойства → Подробно).

Заключение

Фотоконтент упрощает продвижение товаров и услуг и помогает формировать имидж компании. Оригинальные изображения будут работать на вас, если фотографии качественные. Для этого их нужно обрабатывать – самостоятельно или с привлечением профессионалов.

Полученные снимки пригодятся для сайтов и блогов компании, а также для маркетплейсов. Требования площадок к содержанию и техническим особенностям фото различаются, что нужно обязательно учитывать. Также необходимо позаботиться о защите авторских прав. Для этого можно заключить договоры о передаче прав с людьми и организациями, задействованными в создании контента, нанести вотермарки на изображения, обозначить копирайты в месте публикации, заполнить метаданные или прибегнуть к депонированию.

Мария Лаврентьева, «Вестник лицензионного рынка»

Фото: pexels.com

Российские новости