Качественный визуальный контент помогает в развитии бизнеса – повышает доверие к бренду, способствует продвижению товаров и услуг. Однако мало кто будет рад, если результаты кропотливого труда будут украдены и приносить выгоду кому-то другому. Мы научим создавать хорошие снимки и расскажем, как сделать авторские права на фото, чтобы обезопасить свои вложения.
Есть несколько причин вкладываться в качественные фото для бизнеса. Вот некоторые из них:
Крупные компании могут поручить создание фотоконтента профессионалам и не беспокоиться о выборе локаций для съемок, цветовой палитры, ракурсов, покупке оборудования и прочем. У малого бизнеса нет таких ресурсов, поэтому значительную часть работы приходится делать самостоятельно.
Фотосъемка может решать разные задачи, что определяет содержание и технические особенности контента.
Бумажные каталоги по сути похожи на иллюстрированные прайс-листы. Обычно под каждый товар выделяется небольшое пространство, в которое также нужно уместить название, стоимость и краткое описание. Поэтому на изображении не должно быть ничего лишнего. Товар лучше демонстрировать целиком с ракурса, с которого можно разглядеть основные особенности.
Например, покупателю дамской сумочки будет интересен ее размер и материал. Если снимать изделие спереди под небольшим углом, на фото можно оценить пропорции, ширину, высоту и глубину. Игра света на поверхности лучше передает фактуру и цвет. При съемке ровно спереди, глубина не видна. Также покупатель не сможет понять, какой материал использовался: матовый или глянцевый.
Для электронных каталогов – в том числе на маркетплейсах – справедливы те же принципы. Однако из подборки или поисковой выдачи, как правило, можно перейти на индивидуальную карточку товара. Она содержит несколько иллюстраций. Можно сфотографировать изделие с разных ракурсов, показать в увеличенном виде отдельные элементы, продемонстрировать пример реального использования. Например, снять застежки или декоративный элемент. Прикрепить одно или несколько фото девушки-модели с сумочкой в руках или на плече. Так будущий покупатель поймет, насколько качественно изготовлено изделие и как оно смотрится в жизни.
Для соцсетей подходят lifestyle-фото. Их задача – показать товар в обстановке, которая типична для потенциального покупателя. Для рыболовных принадлежностей – это водоемы, лодки, сам процесс рыбалки. Для вечерних платьев – рестораны, банкеты, театры, свадьбы и прочее.
К посту можно прикреплять несколько фото. Например, с общим планом и более детальными снимками изделия. Можно показать «закулисье» – различные производственные процессы, примерку на реальном клиенте, оформление заказа в офисе и прочее.
Если ваша цель – сформировать положительный образ бренда или компании, нужно сместить фокус с продукции на внутренние процессы. Сделайте фотографии офисов или производственных помещений в обычный рабочий день. Подготовьте портреты персонала. Если в штате много людей, можно сфотографировать руководителей, нескольких менеджеров и рядовых сотрудников.
Отталкивайтесь от стереотипов, но старайтесь избегать штампов и банальностей. Например, стартапы обычно ассоциируются с творческой неформальной обстановкой. Более крупные предприятия, особенно связанные с промышленностью, наоборот – со строгим порядком.
Обработку фотографий можно поручить специалистам. Однако некоторые современные приложения позволяют добиваться профессионального качества без особой подготовки. Например в Fotor и ФотоМАСТЕРе есть автоматические режимы и шаблоны под типовые задачи. Раньше популярностью пользовался Canva, но теперь он доступен только с VPN.
В процессе обработки нужно сделать цветокоррекцию – после нее оттенки отображаются более естественно. Ретушь убирает или маскирует разные недостатки: особенности кожи моделей, случайные пятна грязи, лишние предметы в кадре и прочее. Кадрирование приводит фотографию к нужному соотношению сторон и убирает ненужные фрагменты.
Сохраняйте резервные копии исходных файлов. Даже опытные профессионалы допускают ошибки, из-за которых снимок может быть испорчен.
Фотографии, размещенные в интернете, часто берутся другими людьми или организациями без разрешения законного владельца. Использование может быть безобидным – в качестве картинки для блога. Но возможны опасные ситуации и прямые убытки. Например, если фотографии будут использоваться для мошеннических схем или для продажи подделок. Поэтому важно заранее продумать, как защитить оригинальный контент от воровства и как доказать, что он действительно принадлежит вам.
В России положения об авторском праве закреплены в четвертой части Гражданского кодекса. Ее нормы дополняются рядом других документов и судебной практикой. Это большой массив информации, в котором сложно разобраться самостоятельно. Поэтому лучше заручиться помощью юриста с опытом в этой сфере.
Авторские права возникают по самому факту создания произведения (в нашем случае – фотографии). Это означает, что когда кто-то берет чужой снимок, то сам должен убедиться в правомерности его использования или получить согласие на использование.
Автором признается тот, чьим трудом создано произведение. Чтобы избежать потенциальных проблем, необходимо заключать договоры об отчуждении исключительных прав с каждым, кто будет участвовать в создании снимков. В противном случае модель, дизайнер, осветитель или кто-то другой в определенный момент могут запретить публикацию или потребовать долю от связанных с ней доходов.
Авторские права на изображение можно зафиксировать различными способами:
При публикации на собственных сайтах вы можете технически запретить сохранение и копирование фото. Специальные команды в коде запрещают выделение иллюстрации, вызов контекстного меню и копирование через горячие клавиши. Однако изображение можно получить через снимок экрана (скриншот).
Чтобы доказать свои права в случае спора, храните исходные файлы, серийные номера камер и документы, связанные с их покупкой. Если это предусмотрено моделью устройства, внесите свои данные в настройки фотоаппарата.
Проверяйте корректность информации в EXIF и не удаляйте ее. Это стандарт сбора и хранения метаданных – сведений об авторе, дате и месте съемки, модели камеры, программе, которая использовалась для создания или обработки, и прочего. EXIF – это особый раздел в графическом файле. Информацию можно посмотреть во многих файловых менеджерах (в Windows кликнуть правой кнопкой мыши по файлу → Свойства → Подробно).
Фотоконтент упрощает продвижение товаров и услуг и помогает формировать имидж компании. Оригинальные изображения будут работать на вас, если фотографии качественные. Для этого их нужно обрабатывать – самостоятельно или с привлечением профессионалов.
Полученные снимки пригодятся для сайтов и блогов компании, а также для маркетплейсов. Требования площадок к содержанию и техническим особенностям фото различаются, что нужно обязательно учитывать. Также необходимо позаботиться о защите авторских прав. Для этого можно заключить договоры о передаче прав с людьми и организациями, задействованными в создании контента, нанести вотермарки на изображения, обозначить копирайты в месте публикации, заполнить метаданные или прибегнуть к депонированию.
Мария Лаврентьева, «Вестник лицензионного рынка»
Фото: pexels.com